Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Феномен продаж автомобилей марки Renault в 2020 и 2021 годах в России

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В данной заметке хотелось бы обсудить феномен концерна Renault, который в 2020-2021 годах произвёл настоящий фурор, превзойдя по объему проданных автомобилей не только Тойоту (к этому уже все успели привыкнуть), но и концерны группы VAG – Volkswagen и Škoda. Почему так произошло? Будет ли закрепление позиций?

Динамика продаж автомобилей марки Renault с января 2020 по июль 2021

Для начала давайте проанализируем динамику продаж автомобилей наиболее крупных концернов в течение 2020 и 2021 годов (по июль 2021 года). Не знаю как Вы, но я привык к тому, что, если не рассматривать первые строчки, которые традиционно заняты корейским альянсом KIA-Hyundai, а также отечественным LADA, четвертое место плотно занимал Volkswagen, который ввёл на рынок Polo в начале 2010-х годов, потом удачно продавался Tiguan, что позволяла этим двум позициям делать необходимый объем продаж. Не отставал и концерн Škoda, сделавший другой бестселлер – Octavia. Да Kodiaq весьма и весьма успешно продавался. И вся эта ситуация поменялась буквально диаметрально противоположно после событий 2020-го года, когда, с одной стороны, заводы стали останавливаться из-за ограничений и недостатка комплектующих, а, с другой стороны, VAG затеял обновление линейки моделей, которое спровоцировало рост их стоимости. И получилась вот такая прелестная динамика (я выделил не все концерны, а наиболее ходовые в нашем Сибирском регионе – LADA, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Volkswagen, Škoda, Nissan, Mitsubishi, Haval). На первой странице галереи представлены все эти автопроизводители, а на второй я изъял самые лучшие и худшие – LADA, KIA, Mitsubishi, Nissan и Haval. Для удобства третий слайд в галерее я сделал в виде таблицы.

Апрель 2020 был абсолютно провальным абсолютно для всех концернов, это как раз начало ограничений, когда останавливалось производство, автомобили переставали поставляться в дилерские центры. Наиболее комфортно себя чувствовал концерн LADA, что, впрочем, неудивительно – флагманы продаж, LADA Vesta и особенно LADA Granta производятся, преимущественно, из комплектующих отечественного производства, поэтому закрытия границ во время ограничений в меньшей степени сказалось на объеме выпуска продукции.

Почему нельзя объяснять провал продаж Volkswagen и Škoda только ограничениями и закрытием границ

Если же мы посмотрим на динамику продаж Renault, то увидим достаточно стабильные тренды. Проще всего, конечно, объяснить этот факт тем, что Toyota, Volkswagen, Škoda и другие очень сильно зависят от поставок комплектующих из стран Европейского Союза и из-за закрытия границ они в большей степени пострадали, а вот концерн Renault, комплектуясь китайскими элементами, конечно же на себе не почувствовал последствия ограничений, поэтому и такой всплеск продаж (это я цитирую одного из комментаторов моих статей):

Мнение Сергея относительно проблем с производством у Volkswagen. Скриншот комментариев к моей статье.
Мнение Сергея относительно проблем с производством у Volkswagen. Скриншот комментариев к моей статье.

Мнение, конечно, частично правильное в той плоскости, что ограничительные меры, безусловно, сказались и на Volkswagen и на Škoda и на Toyota. Например, двигатели 1.4 TSI для Volkswagen Polo не собираются на калужском заводе, а импортируются как раз из стран ЕС. Закрыты границы – двигатель не поставляется. У Шкоды ещё более серьезные проблемы – на калужском заводе осуществляется лишь крупноузловая сборка, поэтому если границы закрыты, то некоторые элементы кузова, а также двигатели также не будут поставлены, а с учётом того примерно 95% новых автомобилей бренда Škoda, продающихся в России, собираются также в России (например, Škoda Rapid собирается на заводе Volkswagen в Калуге, Škoda Octavia третьего поколения начала выпускаться в рамках контрактной сборки на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде и т.д.) [1]. Однако крайне наивно считать, что французский автопроизводитель находится в каких-то других условиях. Автомобили Renault Sandero и Logan производили на «АвтоВАЗе» и в апреле 2021 года линию производства переоборудовали для будущего производства автомобилей 3-го поколения указанных выше марок [2]. На заводе «Рено Россия» производятся кроссоверы Renault Duster, Arkana, Kaptur.

Renault Duster с момента появления на рынке РФ всегда пользовался стабильным спросом. Автор фотографии kua1102
Renault Duster с момента появления на рынке РФ всегда пользовался стабильным спросом. Автор фотографии kua1102

Если говорить про процент локализации, то по состоянию на 2015 год локализация производства была следующая [3]:

  • Renault Logan – 62%
  • Renault Duster – 66%
  • Renault Sandero – 62%
  • Volkswagen Polo – 60%
  • Škoda Rapid – 50%
  • Volkswagen Tiguan – 25%

Однако не стоит строить иллюзий – по данным от [4] локализация LADA Vesta набрала лишь 3300 баллов из максимально возможных 8800. Около 1500 баллов локализации имеют Volkswagen Polo, Renault Sandero, Renault Duster, Renault Logan. Так что провал продаж концерна VAG, Toyota и других объяснять исключительно закрытием границ – это лукавство.

В чём конкурентные преимущества Renault?

На мой взгляд, кризис 2020 года всего лишь закрепил успешность стратегии Renault по выпуску бюджетных автомобилей. В B-классе это Renault Logan и Sandero, кроссоверы представлены аж тремя моделями – Arkana, Duster, Kaptur. И их позиция упрочилась благодаря внедрению турбированного бензинового двигателя Tce150, благодаря чему теперь французы могут посоперничать в динамике с Volkswagen Taos, Tiguan и Škoda Karoq, а уж у корейских кроссоверов с их атмосферными двигателями вообще нет шансов, если потенциальный покупатель во главу угла ставит именно динамику. Не забываем также и про то, что Renault Duster может агрегатироваться дизельным двигателем. И именно такое, казалось бы, распыление сил позволило в кризисное время обскакать озвученных выше конкурентов, у которых было по одному-двум флагманам продаж и как только начались проблемы с поставкой комплектующих, продажи упали. Обратите внимание на распределение продаж у Renault:

Объемы продаж моделей Logan, Duster, Sandero, Kaptur, Arkana с начала 2020-го года. Автор графики kua1102
Объемы продаж моделей Logan, Duster, Sandero, Kaptur, Arkana с начала 2020-го года. Автор графики kua1102

Эти модели стабильно фигурируют в 25-ти лучших по статистике Агентства Европейского Бизнеса [5]. Почему их предпочитают покупатели? Безусловно, цена автомобиля является чуть ли не решающим фактором. В этом плане французские кроссоверы на 200-400 тысяч дешевле своих чешских или немецких конкурентов. Но есть и еще один момент – многие концерны упорно не хотят выводить в продажу действительно бюджетные модели. Даже Volkswagen Polo и Škoda Rapid с большой натяжкой можно назвать бюджетными. А Toyota так вообще специализируется на премиум-сегменте. Но, в сущности, нет большой разницы в том, чтобы продать 10 автомобилей по миллиону рублей за каждый или 1 автомобиль за 10 миллионов. Результат будет один и тот же.

Только нужно понимать, что если в стране население имеет низкую покупательскую способность, то крайне наивно пытаться ожидать значительных продаж, торгуя автомобилями в сегменте цен 10+ миллионов рублей

Поэтому, считаю, Renault идёт правильной дорогой. Они не пытаются продавать автомобили С-класса, а также премиум-сегмент, зато сделали ставку на недорогие автомобили B-класса и компактные кроссоверы. Этакая скорректированная стратегия китайских брендов. И она работает! Да, по удобству и эргономичным решениям немецкие и чешские автомобили более приятны – ранее уже говорил, что в том же Каптюре на заднем ряду сидений я не смог нормально расположиться. Но, как мне кажется, автопроизводителям пора понять, что в условиях сложной финансовой ситуации делать ставку на то, что те, кто покупал автомобили по цене 1,5 миллиона с такой же лёгкостью будут это делать и при цене 2 миллиона рублей как минимум глупо.

Другие мои статьи

Что выбрать: Renault Arkana или Renault Kaptur? Детальное сравнение характеристик и организации интерьера

Анализ изменения характеристик (габариты, динамика, топливная экономичность) Renault Duster после рестайлинга

Список источников

1. https://www.skoda-avto.ru/about/skoda-why/manufacture

2. https://motor.ru/news/avtovaz-renault-20-04-2021.htm

3. https://wroom.ru/news/3670

4. https://www.gazeta.ru/business/2020/11/12/13358869.shtml

5. https://aebrus.ru/ru/media/press-releases/sales-of-cars-and-light-commercial-vehicles.php

С уважением, Юрий (kua1102)