Даже у опытного автовладельца возникнут вопросы, когда он захочет купить своё первое авто в эмиграции. Другая страна – и есть свои нюансы. Расскажу о самом важном в Финляндии.
В целом, купить автомобиль в Финляндии – процесс более простой, чем в России. Дороже, но легче. Особенно если вы покупаете машину в салоне: выбрали, подписали контракт, подождали (в случае покупки нового авто), заплатили и уехали из салона на своей свежей «ласточке». Больше никаких забот!
Если вы покупаете машину у дилера (неважно, б/у или новую), вы получите ее уже зарегистрированной (т.е. с номерами) и застрахованной в той страховой компании, которую укажете сами. Страхование гражданской ответственности обязательно, КАСКО – по желанию и с разными вариантами покрытия.
Еще раз: при покупке авто вам не понадобится самому ехать в полицию или контору по регистрации, не потребуется проходить «площадку» со сверкой VIN и т.п. Все формальности, включая регистрацию машины и оформление страховки, выполнит салон-продавец.
Если вы покупаете машину у частника, то она тоже будет зарегистрирована (номера у финских машин при смене владельца не меняются), но стоит проследить, чтобы старый владелец перерегистрировал авто на вас. Это можно сделать на сайте Traficom, ключевом для автомобилистов: https://www.traficom.fi/en/transport/road/buying-and-selling-vehicle
Теперь давайте рассмотрим разные варианты.
Вариант первый: замена б/у машины на новый автомобиль из салона.
Это самый простой вариант с минимальным геморроем, извините, но дорогой. Выбираете новую машину с нужными опциями у дилера и говорите, что хотите отдать в trade-in старую машину.
Дилер спросит у вас только ее регистрационный номер. По нему он сам найдёт все данные о машине: марка, модель, год выпуска, пробег, комплектация, пройденные техосмотры и т.п. Почти наверняка он попросит у вас ключи, чтобы провести короткий тест-драйв. После этого дилер пришлет вам предложение: в нем будет описана новая машина, ее комплектация и цена, а также ваша старая машина и цена, которую дилер вам за нее предложит. Разницу между этими ценами вам и предстоит заплатить, но не сразу.
Договор подписан, и когда новая машина будет готова к выдаче (от 2 недель, если машина уже в Финляндии на складе дилера, до 3-4-6 месяцев, если она приходит на заказ с завода), вас снова пригласят в автосалон. Именно тогда и будет нужно выплатить разницу в ценах.
На эту сумму (или на ее часть) можно взять кредит, который дилер сам же и оформит. Стоимость кредита обычно не превышает 3%, но бывает и 1% и даже – по акции – 0%.
Итак, заплатили, приехали в салон еще на своей машине (с зимними/летними колесами в багажнике), отдали ключи дилеру, получили ключи от новой машины и уехали уже на ней. Старую машину перед этим мельком проверят на предмет внешних повреждений.
Иногда бывает и так: «Ты старую машину привез? Ну, положи ключи вот сюда. Нет, смотреть не буду. Что я там не видел?» Многое в Финляндии – на доверии. Привыкайте)
Что, если мне не нравится сумма, в которую дилер оценил мой б/у автомобиль?
Вы можете одновременно подать частное объявление о продаже авто. За то время, пока вы ждете новую машину, есть шанс продать свою частнику. Да, придется тратить время и силы на показы, но есть шанс получить на 1-2 тысячи евро больше (дилер же вашу машину не в убыток себе покупает и продаст ее дороже, чем заплатил вам). Ну, а если машина не продастся, то просто отдадите ее дилеру, как описано выше.
Кроме того, можно обратиться к другому дилеру, торгующему теми же авто, что вас интересуют. У всех свои оценщики, индивидуальный подход никто не отменял, и, возможно, в другом салоне вам предложат более выгодный контракт.
Вариант второй: покупка б/у автомобиля
Здесь все то же самое, как и с новым, просто добавляются два важных пункта – где искать машину и доверять ли продавцу.
Итак, где искать б/у машину.
Во-первых, у тех же дилеров: практически все они продают те самые машины, которые кто-то сдал в trade-in. Однако обычно они дороже таких же, что продаются «с рук». Смотрите сайты дилеров.
Отдельная категория б/у машин, покупаемых у дилера, – это так называемые тест-драйвовые авто: дилер покупает новую машину и использует ее для организации тест-драйвов. Когда пробег подходит к 4-5 тыс. км, дилер ее продаёт. Цена обычно на 3-5 тыс. евро меньше цены новой машины. Продолжает действовать и гарантия производителя. Многие не любят такие авто, мол, «машины на тест-драйве никто не жалеет, не своя же!». Но, например, мой муж дважды покупал такие авто и всегда оставался ими доволен.
Во-вторых, интересная категория б/у машин – бывшие лизинговые авто. В Финляндии лизинг обычно оформляется на 3-4 года, с годовым пробегом от 20 до 30 тыс.км. В итоге вы получаете относительно свежую машину, уже с зимними колесами и, как правило, с обогревателем двигателя и салона. Машина обслуживалась по графику – это тоже плюс. Гарантии производителя уже нет, но обычно ее дает продавец (лизинговая компания) на 20 тыс. км или 1 год.
Сайты по лизингу автомобилей (новых и б/у):
В лизинг можно взять и новую машину! В этом случае вам не надо задумываться о том, за какую цену вы потом эту машину продадите – вы просто платите фиксированную сумму в месяц и ездите.
В-третьих, ищите б/у авто на специализированных сайтах, в частных объявлениях. Там можно найти машины дешевле, но это «кот в мешке»: конечно, разбитые стекла, царапины и пр. видно сразу, но некоторые внутренние проблемы можно и не заметить. По финскому закону, если владельцу известно о проблемах с машиной, он обязан уведомить об этом покупателя. Но это по закону. По факту может и не уведомить.
Безусловно, и продажа своей машины частным образом, и поиск новой машины на сайтах с объявлениями – вариант более экономный. Но и более затратный с точки зрения времени и нервов: вам придется не только показывать вашу машину и отдавать ее на тест-драйвы, но и самому ездить на просмотры других машин. А что, если вы уже найдете подходящий вариант для покупки нового авто, но еще не продадите свое старое? Тут и по деньгам «зацепка» может выйти.
Основные сайты по продаже/покупке авто в Финляндии:
Как обезопасить покупку
Если вы покупаете б/у машину у дилера, то солидные компании дают на них свою гарантию. Как правило, это 20 тыс. км или 1 год.
Если вы покупаете машину с рук, то можно проверить ее у «авто-доктора», где опытные спецы всячески (в т.ч. с приборами) ее исследуют и скажут: «Вот эта дверь выправлена и покрашена после аварии, задний левый тормоз не дотормаживает до нормы, выброс CO2 на 40% выше положенного и переднюю подвеску пора ремонтировать». Покупать после этого такую машину или нет – решать вам.
Пример «авто-доктора» здесь: https://k1katsastus.fi/palvelut_ja_hinnat/kuntotarkastus
Кроме того, в Финляндии вы можете увидеть всю официальную информацию об автомобиле. А именно, в интернет-сервисе вводите регистрационный номер или идентификационный номер транспортного средства – и бесплатно проверяете технические данные любого авто, внесенного в Транспортный регистр. Данные о владельцах и истории транспортного средства предоставляются за дополнительную плату, но она копеечная.
Так, один мой знакомый уберегся от заманчивой покупки: авто продавали за весьма привлекательную цену, но сервис показал, что в «анамнезе» у машины – около 30 владельцев, сменяющихся с большой скоростью, а также несколько серьезных аварий. В общем, выяснилось, что после очередного происшествия машину восстановили, привели внешне в хороший вид и просто пытаются сбагрить.
Сервис можно найти здесь, на очень полезном для автовладельцев сайте Traficom.
Удачных покупок!
Больше полезного и интересного о жизни в Финляндии - в моем телеграм-канале "Финляндия: эмиграция. Личный опыт".