Найти тему

НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ В СЮЖЕТЕ: не приелся ли? Что с этим делать?

НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ В СЮЖЕТЕ: не приелся ли? Что с этим делать?
Знать писательские (и не только) приемы – это хорошо. Но! Менталитет у нас, что ли, такой – доводить все до сухости выжатой тряпки? Стал прием модным, и пошли его использовать в книгах, кино и т.д. до «изжоги от переедания жирной пищи».
Например,
прием «Неожиданный поворот», который до такой степени стал не неожиданным, предсказуемым, что его уже ждешь и не воспринимаешь как должно.
А как должно-то?

А должен быть эмоциональный шок, эдакая читательская (или зрительская) встряска. Не этого вовсе ожидал!

Однако какая встряска, если четко понимаешь: был герой добрым, через страницу жди, что станет злым; кто-то кого-то сильно любит – жди измену; персонаж счастлив чрезмерно – ну непременно помрет…

► «Мне всегда казалось, что прием «Неожиданный поворот» должен относиться не к героям, а к событиям. Изменять внезапно характер героя – обманывать читателя. Получается как: читатель знакомится с героем, начинает (в идеале) ему сочувствовать и симпатизировать, а потом выясняется, что герой вовсе не такой. И наступает разочарование» (Елена Радковская, писатель).

Неожиданный поворот – кардинальные изменения, та же гибель героя – бесят иногда ужасно. Такое ощущение, что выучили прием и вклинивают специально без всякой логики.
Казалось бы, ну и что? Все равно же работает… Не знаю. Я по себе заметил, что первые серии «Игры престолов», к примеру, давали эмоции от неожиданного поворота, а потом сменились интересом: ух, кто ж помрет, оживет или нет (на таком вот уровне). Мне такая подмена не нравится.

Почему я сейчас говорю об этом?

Прочитал книгу – интересную, сюжет отличный, герои нравятся, им сопереживаешь. Счастья и трагедий достаточно. И вдруг «неожиданный поворот». И он сработал – эмоциональный шок был. Только, на мой взгляд, высший писательский пилотаж – предвидеть ожидания читателя, найти золотую середину – компромисс между этими ожиданиями и замыслом, а не шарахнуть его по мозгам и сердцу неожиданным бессмысленным поворотом, концовкой, развязкой (кто дочитал цикл о золотом шуте Р. Хобб до конца, тот меня поймет).

► «О, игра с читателем — это талант. Тут точного рецепта быть не может, всё зависит от артистизма изложения самого писателя. Вот потому, я думаю, выучившие приём писатели еженедельных «продочек» не чувствуют аудитории романа. А в случае Хобб, мне кажется, автору просто поднадоело писать. То есть намётки были, аудитория была разогрета, но автору надоело. И спустя годы автор натужно выдал то, что выдал, потому что требовала ситуация (возможно, и издатель). А так-то да, приём с человечными злодеями и неожиданно подлыми героями уже набил оскомину. Нет, я люблю сложных персонажей, не-чёрных и не-белых. Однако это совершенно не умеют использовать. Нет нагнетания и нет искренних чувств к героям, которые – ты точно знаешь – через несколько страниц развеются как морок и перевоплотятся» (Тим Яланский, писатель).

Или еще пример. Осилил недавно лырку – любовный роман. Симпатичный, между прочим, интригующий. И вот кульминационная сцена, где главный злодейко собирается расправиться с главной героиней. Понятное дело, что несчастная дева будет спасена (ожидание), но как? Вот это как раз интересно. Действие происходит в одной комнате дома, во дворе стража.
В комнате:
злодейко, его помощница, его помощник, главная героиня. Далее, в самый критический момент естественно, появляется персонаж (мечущаяся третья сторона, сейчас на стороне девы) со своим приятелем-наемником. Затем, чудом перебив стражу, чего злодейко не заметил, является главный герой (возлюбленный героини) со своим верным слугой (которого героиня считает предателем).

Восемь человек участвуют в сцене, и все они совершают даже не по одному неожиданному действию-повороту, а по три, четыре. Казалось бы умершие – живы, верные – предают, а предатели оказываются друзьями, неожиданный обман, неожиданная сила, слабость, неожиданное оружие и прочее – все тут есть. Сцена длится несколько страниц, и к концу я уже мечтал, чтобы появился кто-то девятый и отправил на тот свет абсолютно всех.

Хорошая история – она же от первого события до последнего. И ожидания читателя – это не шутки. Лично мне может понравиться книга, но я никогда не буду ее перечитывать, если мои ожидания ни в чем не совпали с авторским видением, если мои ожидания раз за разом убивались «неожиданным поворотом». А вы?

Для себя я сделал такой вывод: вся суть приема «неожиданный поворот» в том, чтобы умудриться не соответствовать во всем ожиданиям читателя, но и не разочаровать его.

©
Алексей Ладо
Эта заметка в ВК