Практика связывания больных широко распространена в российских психоневрологических интернатах, неврологических и реанимационных отделения больниц. О ней не раз возмущенно писала учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам "Вера", в ней признавались сами сотрудники ПНИ. И, самое печальное, к связыванию часто приходится прибегать и родственникам больных деменцией.
Привязывают к кровати, в положении лежа, привязывают в кресле (последнее мы видели в одном из лучших ПНИ на юге Москвы, медсестры объяснили это тем, что больных во избежание пролежней необходимо "вертикализировать", (то есть, чтобы человек хотя бы пару часов в день проводил сидя, а не в постели). Лежачих "фиксируют, чтобы они не упали с кровати, не вставали и не бродили по отделению. В ход идут порванные на полоски простыни, бинты, а еще - эластичные женские колготки, потому что они не оставляют синяков на запястьях и щиколотках и не рвутся.
Однозначно, профессиональное сообщество в сфере ухода за больными признает недопустимость использования такого метода. Привязывание больного к кровати ради его блага - все равно насилие. Но при этом связывание - еще и четкий маркер неблагополучия. Он показывает, что ухаживающий не справляется со своими задачами.
В больших заведениях часто просто не получается по-другому. Если на отделение из 50 человек - одна медсестра и нянечка в смену, они физически не могут уследить за очень тяжелыми пациентами. Никто из родителей не оставит двух-трехлетнего (да и и пятилетнего тоже) ребенка без присмотра. Никто не оставит его в комнате и не уйдет на час на другую половину дома. Так и с бабушками и дедушками, страдающими от болезни Альцгеймера.
Чтобы следить за ними, полноценно ухаживать, нужны ресурсы, а в государственных интернатах чаще всего их нет. Вторая причина использования явного насилия по отношению к пациентам - эмоциональное выгорание персонала. Когда внутренние силы на исходе, начинается расчеловечивание. Притупляются, исчезают сострадание и жалость к больным.
По правилам, людям, которые работают с "когнитивными" больными, нужна супервизия, то есть, регулярная психотерапия по рабочим вопросам. Конечно, такого у нас почти нигде нет. Залог нормальной работы заведения, в котором живут тяжелые больные с ментальными нарушениями - небольшое количество постояльцев, достаточное количество персонала. Если медсестры не будут отдыхать и меняться, они выгорят очень быстро. То же касается и родственников.
Связывание практикуется там, где силы у ухаживающего на исходе или у него нет помощи. Как выйти по делам хотя бы на час, если папа болен деменцией и может выпрыгнуть в окно или зажечь газовую плиту в отсутствие кого-то дома? Привязать его, для его же безопасности. То, что этот метод унижает человеческое достоинство, повышает агрессивность и тревожность больных, вызывает сильнейший стресс (просто представьте, что вас привязали к кровати хотя бы на час и оставили одного), родных не особо беспокоит, потому что (повторим это) - они выгорели, они не видят иного выхода. И если поначалу факт связывания вызывает чувство вины, со временем она проходит, уступая место мыслям, что "так надо", "а как по-другому?"
Если вы практикуете такой метод, подумайте, как можно отказаться от него. Возможно, вы слишком устали и много делаете сами, а следует попросить помощи у родственников. Лучше скинуться на сиделку или частный пансионат, но дать себе передышку, съездить на море, на дачу, просто побыть в тишине и одиночестве или с семьей. Попытки быть и няней, и работать, и воспитывать собственных детей редко привозят к успеху. Если ваша ситуация кажется вам безвыходной, позвоните на бесплатную горячую линию Фонда "Вера" или "Альцрус". Если вы давно отказываетесь от отпуска, потому что не на кого оставить больного родителя, обратитесь в частный пансионат сети «Забота и уход» - в ваше отсутствие за близким будут ухаживать, с ним будут заниматься, гулять, кормить пять раз в день, следить за приемом лекарств. Помните, что правило "сначала маску на себя, потом на детей" - актуален и при уходе за больными.
Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61