Казалось бы, права покупателей уже давно известны всем. Потребители стали активнее защищать себя и не допускают, чтобы с ними обращались не по закону. Но есть и неочевидные права, о которых многие не знают. Мы собрали самые основные из них.
1. Пробовать продукты в магазине
Только в том случае, если производитель или ритейлер устраивает дегустацию. Подобные акции проводятся специально для того, что покупатели могли оценить вкус продукта и решить для себя, хотят ли его приобрести.
Впрочем, открыть товар и попробовать его до оплаты на кассе можно. Но в этом случае придется за него заплатить. Дело в том, что вскрывать упаковки и употреблять продукты в торговом зале нельзя, если вы не собираетесь за них платить. Как только покупатель осознанно повреждает упаковку, он становится обязан приобрести этот продукт. Если изначально такое намерение и было, на кассе просто нужно показать упаковку и пробить ее в чеке. Но если речь идет о продуктах, которые продаются без штрих-кодов и фабричной упаковки на развес, показывать на кассе будет нечего! И в таком случае употребление их становится нарушением закона. Что можно сделать в этой ситуации? Теоретически можно взвесить нужное количество товара (если в торговом зале есть весы с печатью штрих-кодов), получить чек на оплату и показать ее на кассе. В этом случае вы не преступите никакой закон.
Нередко администрация магазина не задерживает покупателей, которые по той или иной причине открыли и употребили товар до того, как за него заплатить, если на кассе предъявляется упаковка и в чек включается соответствующая сумма. Если же охрана заметила, что вы съели, например, шоколадку, а на кассе об этом не сообщили, вас могут задержать уже на выходе из магазина. Впрочем, доказать, что вы действительно нарушили закон, будет достаточно проблематично, если в торговом зале не установлены камеры слежения. Но, естественно, такое поведение с последующим отрицанием своей вины является нарушением закона!
2. Зайти в магазин перед закрытием
Иногда администрация магазина ограничивает вход в него за 10-15 минут до официального закрытия. Имеют ли они на это право? Вопрос достаточно спорный. С одной стороны, Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца четко обозначать режим работы и сообщать его покупателям в доступном и наглядном виде, а также соблюдать его. С другой стороны, совершенно очевидно, что некоторые покупки требуют времени, а задерживать кассира или консультанта после завершения его рабочего времени покупатель не вправе. Поэтому – да, вы можете зайти в магазин даже за 5 минут до закрытия.
Но если вы не успеете за это время выбрать товар и расплатиться, то обслуживать вас после окончания рабочего дня никто не обязан. Также, администрация магазина имеет право предупреждать посетителей о скором закрытии. Например, посредством звуковых объявлений.
3. Не оставлять вещи в камере хранения
Во многих магазинах покупателей в обязательном порядке заставляют сдавать вещи в специальные камеры хранения. При этом за оставленные там ценности ответственности, как правило, никто не несет. Здесь есть сразу несколько нарушений ваших прав. Во-первых, вам не имеют права отказать в обслуживании, поскольку это нарушение ст. 426 ГК РФ «Публичный договор» (магазин не имеет права отказать в продаже товаров, если они имеются в наличии). Ссылаясь на эту статью, потребуйте от администратора, чтобы он пропустил вас в торговый зал. Если представитель магазина упорствует, потребуйте Книгу предложений и замечаний. В крайнем случае можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Во-вторых, если вы все же поместили вещи в камеру хранения, а с ними что-то произошло, ответственность за это происшествие несет именно администрация. В соответствии со ст. 891 ГК РФ хранить обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для сохранения содержимого шкафчика. А когда вы что-то оставляете, вы заключаете с магазином договор на хранение, даже если никакие бумаги при этом не подписываются.
4. Не платить за случайно испорченный (не по вашей вине) товар
Кто платит за товар, если он упал с полки и сломался? Зависит от нюансов. Если товар был выставлен на полку таким образом, что его было легко задеть, уронить или смахнуть, то виноват сотрудник магазина, занимавшийся выкладкой. Если торговая точка не соблюдает правила пожарной безопасности и оставляет слишком узкие проходы между полками, то опять же, виновата администрация. В этом случае покупатель за случайно испорченный товар платить не обязан. Если же вещь стояла хорошо и ее было сложно задеть, просто проходя по проходу, а причиной его падения стали неосторожные или намеренные действия покупателя, придется оплатить этот предмет, как если бы вы его купили. Помните! Если вы не виноваты в том, что какая-то вещь упала и сломалась, вы не обязаны «покупать» ее, что бы ни утверждали сотрудники магазина! И принудить вас сделать это они могут только через суд.
5. Попросить воспользоваться туалетом в магазине
Но ключевое слово здесь – «попросить». Магазин не обязан предоставлять посетителям подобного рода услуги (более того, зачастую туалетные комнаты для персонала не оборудованы с расчетом на большую проходимость и не соответствуют требованиям, предъявляемым к общественным уборным). Но нередко могут пойти навстречу. Кстати, в каждом магазине (кроме совсем маленьких) туалет для персонала обязательно есть, это требование санитарных правил.