У меня новый пациент: 22-летний высокий симпатичный парень, его звать Паша. Он перенес тяжелый ишемический инсульт чуть больше месяца назад. Диагноз такой: «Ишемический инсульт в бассейне правой мозговой артерии, с геморрагическим пропитыванием». Это значит, что тромб закупорил артерию и, кроме того, кровь попала в головной мозг. Врачи сразу предупредили Пашиного отца, что у него большая область поражения, поэтому он может и не выжить, а если и выживет - то станет инвалидом «на голову» и превратится в «овощ».
ПРИЧИНЫ ИНСУЛЬТА У ПАШИ
У молодого человека было врожденное нарушение функции тромбоцитов: повышенная свертываемость крови. Он работал в банке, в колл-центре, а это 12 часов практически не вставая со стула, плюс жара, пил мало воды, результат – загущение крови. Кроме того, Паша переболел индийским штаммом «ковида», отлежал неделю в стационаре и как только после лечения вернулся домой - в эту же ночь и произошел инсульт. На «скорой» его отвезли в больницу и уже там, на фоне «короны» и инсульта все сосуды в легких оказались забиты тромбами (со слов его отца). Очень тяжелое состояние, молодой человек сам не мог дышать, две недели он провел в реанимации, под аппаратом ИВЛ. Заведующая поликлиникой уже после выписки сказала, что «он не должен был выжить». Но произошло чудо - Паша не только выжил, но и у него не пострадала речевая функция и нет провалов в памяти. Пациенту повезло еще и в том, что они вовремя обратились ко мне: есть возможность как можно раньше начать реабилитацию. Я связался со своим врачом. Еще раз повезло: врач все лето живет на даче, в город выбирается очень редко.
ПОСЕЩАЕМ ПАШУ С ВРАЧОМ
На следующий день после выписки Паши из больницы, мы вместе с врачом-реабилитологом посещаем его. Врач проверяет чувствительность: колет ему иголкой руки и ноги – с этим все нормально, делает назначения. У парня левая половина тела не работает вообще: рука висит как плеть, ногой он может делать только слабые движения. Но, поскольку реабилитацию начинаем на самом раннем этапе - еще не успела развиться спастика руки и нет контактур (контрактура – это зарастание сустава паутинкой из соединительной ткани, которая со временем грубеет и сильно ограничивает движения в суставе – прим. автора).
Отцу молодого человека удается договориться с реабилитационным центром, что его сына возьмут на реабилитацию на 10 дней по ОМС (дальше - уже за деньги: 5000 руб. в день). Пашин папа хочет нанять «скорую», чтобы отвезти его в реабилитационный центр, но я говорю ему, что поставлю его на ноги, чтобы парень сам смог дойти до машины, сесть в нее и по приезду – дойти до реабилитационного центра. Времени осталось очень мало: у меня всего 5 дней. А до этого времени Паша еще ни разу не поднимался на ноги, но когда он кушал - его высаживали.
Мой прогноз: ногу Паше мы реабилитируем быстро, при большом желании восстановиться у пациента – он будет двигаться вполне нормально, даже хромоты не останется. А вот с рукой все намного сложнее: придется очень много работать. Проблема в том, что у нормального человека (правши) левая рука задействована намного меньше, чем правая. И при инсульте больной делает как проще: приспосабливается все делать правой рукой, а левая рука при этом не разрабатывается и не реабилитируется.
РЕАБИЛИТАЦИЯ: ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
Первые два дня я делаю Паше «массаж с разработкой» - против контрактур и пассивную гимнастику, т. е. я двигаю его парализованными рукой и ногой. Пораженную руку восстанавливаем так: руки сцепляются в «замок», и все упражнения делаются в «замке», здоровая рука при этом выступает «донором». Кроме того, необходимо вытаскивать больную руку из-за спины и научиться двигать плечом парализованной руки.
На третий день я показываю Паше, как нужно вставать с дивана и поднимаю его на ноги. Поначалу левая, парализованная нога просто висит, она еле-еле касается носком пола. Я учу его: вставать нужно полностью, на всю ступню. Повиснув на мне, парень делает первый шаг, затем второй – и мы пошли. Очень важно сразу научиться ходить правильно: первый шаг всегда делается именно пораженной ногой. Мы с Пашей идем на кухню и обратно. Я объясняю ему, как нужно разрабатывать больную ногу: для этого он должен приседать с помощью кого-то несколько раз в день, а в дальнейшем – ходить «гусиным» шагом, т. е. в полуприседе.
Сегодня последний – пятый день занятий. Сначала я делаю пациенту специальный массаж, затем – пассивно-активная гимнастика с рукой и ногой и, наконец, ходьба. Паша двигается уже достаточно уверенно, опирается на пораженную ногу, но еще с моей помощью. Завтра молодого человека повезут в реабилитационный центр. Я даю ему «домашнее» задание на те дни, которые он будет в центре и говорю, что через 10 дней он должен вернуться домой на своих ногах.
Примечание: я рассказываю о том, как я делаю реабилитацию после инсульта, но никому ничего не советую и не рекомендую повторять за мной те же действия.