9,9K подписчиков

Когда Лада могла ехать 200 км/ч! Роторные "Жигули" для КГБ из СССР.

2,4K прочитали

У советского человека должно было быть всё самое лучшее! А лучшими советскими людьми были сотрудники спецслужб Действительно уникальные вещи можно было найти у них на вооружении. Это были и чудеса электроники тех лет и специальные советские автомобили. Одной из таких уникальных машин были "Жигули" с роторным мотором. О них мы сегодня и поговорим.

ВАЗ 21059 с роторным двигателем.
ВАЗ 21059 с роторным двигателем.

Возможно, вы уже слышали о том, что на балансе Гаража особого назначения (ГОН) и у КГБ, были чёрные "Волги" с двигателями V8 и автоматическими трансмиссиями. Так называемые "догонялки" и машины сопровождения важных лиц государства. Мощные и быстрые, они хорошо выполняли свой функционал. Но...

Что если вам надо вести скрытое наблюдение? И не просто скрытое, а при этом, быть всегда на "старте" и готовым к любому варианту развития событий. Для этого большая чёрная красивая "Волга" увы не подойдёт. Слишком уж привлекательный автомобиль, да ещё и дорогой в обслуживании и производстве. Для таких целей, нужно что-то попроще, подешевле и поменьше. Вот только огромный V8 в "Жигули", да "Москвичи" не запихнёшь.

Роторный двигатель.

В 1957 году инженеры немецкой компании NSU Вальтер Фройде и Феликс Ванкель представили публике невиданный ранее двигатель внутреннего сгорания. Двигатель, в котором не было поршней. Двигатель, который был меньше поршневого. Двигатель, который был существенно мощнее.

Роторный двигатель автомобиля ВАЗ.
Роторный двигатель автомобиля ВАЗ.

Вдаваться в конструкцию такого двигателя я не буду, так как это займёт слишком много времени, а сейчас, речь, всё таки, не о нём. Скажу лишь его основные достоинства и недостатки.

Роторный двигатель получается существенно компактнее поршневого ДВС при той же максимальной мощности. Он имеет высокие динамические характеристики и способен без труда раскручиваться до 8000 - 10 000 об/мин. Меньшее число деталей такого мотора упрощает его сборку и ремонт.

К сожалению, недостатки у такого ДВС тоже были и они были существенны. Расход масла составлял 0,5 - 1 литр на 1000 км. Расход топлива 7 - 20 литров. Ресурс около 60 т.км. И это характеристики для двигателя рабочим объёмом 1,3 литра.

ВАЗ 2101 с роторным мотором.

Роторный двигатель был перспективной разработкой, поэтому, в 1974 году, на ВАЗе, было создано специальное конструкторское бюро для освоения выпуска перспективного силового агрегата. От инженеров требовалось доработать, усовершенствовать конструкцию роторного двигателя и сделать его доступным для советских граждан.

Одна секция роторного мотора.
Одна секция роторного мотора.

После нескольких лет работы, в 1978 году, на ВАЗе наладили выпуск односекционного ротора ВАЗ 311, который имел мощность 80 л.с. Двигатель стали устанавливать на автомобили ВАЗ 2101. Небольшие партии таких авто передавали передовикам производства, но, из-за сильного несовершенства конструкции, сборку таких машин быстро свернули.

После этого, проект по созданию серийного ротора мог и вовсе закрыться. Благо, силовые структуры Советского Союза обратили внимание на интересные разработки АвтоВАЗа. Так, через несколько лет, свет увидел уже двухсекционный роторный двигатель ВАЗ 411. Эти двигатели начали устанавливать на ВАЗ 2101 для милиции. Автомобили имели мощность в 120 л.с. и были способны разогнать "копейку" до 160 км/ч.

ВАЗ 2105 и 2107 с роторным мотором.

В начале 80-х годов на обычные с виду и необычные внутри "копейки" обратили внимание и советские спецслужбы. Итогом такого внимание стали заказы на автомобили ВАЗ с двигателем ВАЗ 411.

Двигатель ВАЗ 413 установленный под капотом ВАЗ 2105.
Двигатель ВАЗ 413 установленный под капотом ВАЗ 2105.

В 1986 году первая партия автомобилей ВАЗ 2105 отправилась на "спецслужбу". Вскоре такие двигатели начали устанавливать и на ВАЗ 2107.

ВАЗ 413.

Развитие роторного двигателя никто не останавливал, поэтому, в конце 80-х, на заводе начали появляться двигатели ВАЗ 413 с мощностью в 140 л.с. Это была эволюция 411-ого мотора.

Характеристики ВАЗ 2105 с двигателем ВАЗ 413 (на фото опечатка в названии двигателя).
Характеристики ВАЗ 2105 с двигателем ВАЗ 413 (на фото опечатка в названии двигателя).

413-й мотор стал самым мощным серийным ротором, который устанавливали на советские "Жигули" для спецслужб. По паспорту, такой двигатель мог разогнать авто до 180 км/ч. Видео обзор на такую машину, вы можете посмотреть тут: https://zen.me/aUHTMxx1

Говорят, на хорошей резине, исправный автомобиль мог набрать почти 200 км/ч. Хотя... Это уже отзывы и мнения владельцев, а не факты.

Лада долго билась над ресурсом и расходом роторных моторов, но сделать его приближенным к поршневым ДВС так и не смогла. Поэтому, такие машины так и оставались "игрушками" спецслужб и милиции. В 90-х, Лады с ротором пытались продавать и в частные руки, но успехов такие затей не принесли.

Сейчас, эти машины до сих пор можно встретить в объявлениях о продаже на Авто.ру. Но, к сожалению, найти такие "Жигули" становится всё сложнее.

На данный момент АвтоВАЗ полностью оставил идей доработки роторных двигателей.