Найти тему

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1. ЛИАЗу быть!

Автомобили чешских марок хорошо известны в нашей стране. Во времена СССР к нам массово поставлялись грузовики Tatra, Skoda/LIAZ, Avia. В постсоветский период огромную популярность приобрели легковые автомобили Skoda, а вот грузовой автопром на российском рынке стремительно сдавал свои позиции. Из всех перечисленных грузовых марок осталась только Tatra, но объемы ее поставок снизились с прежних 5000 машин в год, до нескольких сотен, да и то такие цифры были в тучные 2000-е годы, сейчас поставки вообще упали до единичных. За прошедшие 30 лет Tatra успела сменить несколько владельцев, ею правили и американцы, и чехи. Сейчас этот старейший чешский автопроизводитель, с более чем 100-летней историей, продолжает работать, однако российский рынок потерял для него актуальность.

Закат социалистической эры нанес огромный урон автопрому нашего восточноевропейского соседа. Одним из первых, кто в начале 1990-х годов оказался на грани выживания, стало народное предприятие "Либерецкие автомобильные заводы" (Libereckе automobilovе zаvody – LIAZ), в состав которого входил добрый десяток предприятий. В период своего расцвета LIAZ производил более 15000 автомобилей в год, из них в среднем по 2000 отправлялось в СССР. Максимальный выпуск был достигнут в 1984 году – 18747 единиц. Однако уже в 1991 году производство грузовиков упало более чем на 70% относительно 1990 года. Дальше было хуже, на протяжении 1990-х годов объемы падали, счет шел уже не на тысячи а на сотни автомобилей в год, предприятие несло огромные убытки.

Модернизация грузовиков устаревшей серии 100, разработанной еще в 1960-е годы, не принесла ожидаемого всплеска продаж. После распада СЭВ прежние рынки были утеряны, а в бывшей ЧССР, разделившейся в на два независимых государства – Чехию и Словакию – все большую конкуренцию составляли грузовики западноевропейских марок. В свою очередь, для западных транспортников LIAZ'ы не представляли интереса.

Тягач Skoda Xena 19.47 TBV/DD
Тягач Skoda Xena 19.47 TBV/DD

В середине 1990-х годов руководство LIAZ'а (с 1995 года акционерного общества Skoda LIAZ) рассчитывало, что "палочкой-выручалочкой" станет запуск в производство принципиально нового грузовика, не уступающего лучшим западным аналогам. И такой автомобиль был разработан в кратчайшие сроки (ОБ ЭТОМ БУДЕТ ОТДЕЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ). Увы, революционный для своего времени магистральный тягач Skoda Xena серии 400 завод так и не смог поставить на поток. Не спасло положение и новое 2-осное шасси Fox, предназначенное под самосвальные и другие спецнадстройки.

Самосвал Skoda Fox 19.29 SA/L (4х4)
Самосвал Skoda Fox 19.29 SA/L (4х4)

5 сентября 2003 из ворот завода в Мнихово Градиште вышел последний и единственный, изготовленный в 2003 году, грузовик – шасси автомобиля технической поддержки LIAZ 231.154 D для дакарской команды чешского гонщика Мартина Мацика.

Через несколько лет после закрытия LIAZ'а история либерецких грузовиков серии 400 получила продолжение. Первая информация о планах по возобновлению производства автомобилей 400-й серии была озвучена 13 декабря 2005 года на пресс-конференции по случаю участия команды Мартина Maцика в ралли Париж-Дакар. 6 января 2006 года было официально подтверждено, что Мартин Мацик совместно с фирмой Tedom, являвшейся партнером дакаровской команды г-на Мацика, намерены возобновить производство автомобилей Fox.

Коммунальное шасси Tedom Fox-g 19.29KB (4х2) с газовым двигателем Tedom (он же – LIAZ)
Коммунальное шасси Tedom Fox-g 19.29KB (4х2) с газовым двигателем Tedom (он же – LIAZ)

Для справки: после кончины LIAZ'а фирма Tedom приобрела в собственность моторный завод в городе Яблонец над Нисой, где основала предприятие JAMOT (Jabloneckе Motory) и продолжила выпускать LIAZ'овские двигатели в дизельном и газовом исполнении.

Предприятие Tedom Truck, созданное фирмой Tedom и Мартином Мациком, планировало выпускать грузовые автомобили Fox, предназначенные, преимущественно, для эксплуатации в коммунальных и дорожных службах. Семейство включало 6 базовых моделей с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 6х2, с двигателями собственного производства, а также с моторами известных мировых фирм. Гамма двигателей Tedom была представлена дизельными вариантами Евро-4 (320-450 л.с.) и газовыми – Евро-4/ Евро-5 (290 л.с.). Для стран, где действуют менее жесткие нормы, фирма предусматривала установку дизелей норм Евро-2 и ниже.

Первые образцы фирма представила в сентябре 2006 года на "Автосалоне 2006" в словацком городе Нитра: шасси 4х2 для мусоровоза Fox-g 19.29 KB с газовым мотором Tedom и армейский бортовой грузовик 4х4 Fox-d 14.29 PA/M с дизельным мотором Tedom.

Армейский грузовик Tedom Fox-d 14.29 PA/M (4х4) с дизелем Tedom (он же – LIAZ)
Армейский грузовик Tedom Fox-d 14.29 PA/M (4х4) с дизелем Tedom (он же – LIAZ)

Фирма Tedom Truck взялась за возобновление производства автомобилей Fox с большим энтузиазмом: в 2007 году планировалось сделать 100 машин, с последующим ростом производства до 5000 единиц в год. Автопроизводитель рассчитывал продавать технику не только на внутреннем рынке, но и в странах Восточной Европы, а также в России, где марка LIAZ получила широкую известность. Более того, даже рассматривалась возможность создания сборочных производств в ряде стран, в частности, в России и в Мексике. Однако переговоры с зарубежными партнерами не привели к ожидаемому притоку капитала.

Кстати, автор этих строк в конце 2006 года договорился с компанией Tedom Truck о посещении предприятия, чтобы увидеть все своими глазами и рассказать в СМИ о возрождении легендарной марки LIAZ и ее планах по возвращению на российский рынок. Увы, вскоре энтузиазм у руководства иссяк. Показывать-то особо было нечего.

Самосвал Tedom 19.32 ХА (4х4) с двигателем Deutz
Самосвал Tedom 19.32 ХА (4х4) с двигателем Deutz

За весь 2007 год фирма смогла собрать менее 10 грузовиков. Также был выполнен капитальный ремонт восьми 3-осных самосвалов старого модельного ряда LIAZ с установкой кабин SKL и новых самосвальных кузовов, кроме того осуществлена переделка самосвала LIAZ 150.261 в 19.29 SB.

3-осный самосвал Tedom 33.45 SD с двигателем Renault
3-осный самосвал Tedom 33.45 SD с двигателем Renault

Во второй половине 2007 года Tedom Truck по настоянию Volkswagen была вынуждена отказаться от обозначения Fox, так как зарегистрированная марка Fox принадлежала немецкому автоконцерну. После этого грузовики получили обозначение Tedom.

Увы, продукция Tedom Truck не нашла отклика у потребителей. Автопроизводитель столкнулся с финансовыми проблемами. 30 октября 2009 общее собрание акционеров приняло решение о ликвидации компании Tedom Truck, а 1 января 2010 года она официально прекратила существование.

ШКОДА, КОТОРАЯ НЕ ЗАДАЛАСЬ. ВСЯ ПРАВДА О СЕРИИ 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

КАК ЧЕХИ РЕШИЛИ АВТОПРОМ ВОЗРОДИТЬ. ПОПЫТКА № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

ЛЕГЕНДАРНАЯ ЧЕШСКАЯ МАРКА AVIA. 100 ЛЕТ ИСТОРИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

ЧЕХИ СОБИРАЮТСЯ ДЕЛАТЬ ГРУЗОВИКИ TATRA В СЛОВАКИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

В статье использованы фото Карела Вацлавика и Юрая Главача

Поделитесь своим мнением о чешском автопроме.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

Авто
5,66 млн интересуются