Говорят, что осуждение ближнего – тяжкий грех. Откуда оно берется? Например, обжорство или пьянство – понятно. Это физиология. Приучил невидимые силы организма получать вкусную еду, алкоголь – тот же никотин – и все: зависимость. Я был знаком с дамой, которая попала, например, в шоколадный плен. Это тоже организм.
А осуждение? Это же не организм. Это что-то сложнее.
Восьмидесятилетняя женщина. Очень следит за собой. Так, у нее изысканный маникюр. Длинные красивые ногти, покрашенные с особым пристрастием. На них не один цвет. А их сочетание.
На голове правильно подобранные волосы. В солнечную погоду она носит затейливые шляпки. Как, впрочем, и в прохладное время – тоже шляпки и шляпы.
Художественного вида шарфы с особым шиком закрывают шею. Какие-то жакеты, длинные юбки – всего не перечислишь. На руках кольца. И вообще украшения подобраны со вкусом.
Когда она идет по двору или по улице, то народ оглядывается, долго смотрит ей вслед и причмокивает губами.
Прямо скажем: в таких нарядах особо пойти некуда. Развлечений не так много. Некоторые общественные места закрыты. Да и дороговато. Кроме того, в солидные лета трудно уже раскатывать по театрам и музеям.
А эта дама выйдет, к примеру, прогуляться. И ее выход продуман до мелочей. Виден вкус. И всё смотрится на ней естественно, как будто так и должно быть. Не заметны усилия, не видно старания.
Бабушки сидят на скамейке. И им, видимо, обидно за свои платочки до бровей и за свои старенькие кофточки. За видавшие виды башмаки – тоже обидно. Увидят ее, проходящую мимо, и непременно скажут: «Во, наша краля снова на свиданку побежала». И засмеются ехидным старческим смехом.
Почему? Думаю, что эта женщина резко отличается от них. От всех до одной. И от тех, которые ходят по улицам, с трудом справляясь со своим весом. Какие ногти? Какие кольца?
Так вот, мне кажется, что главная причина осуждения в том, что кто-то отличается от всех. Не похож на других.
А вот еще пример. У матери сын. Ему примерно четырнадцать. И он все время с мамой и с мамой. Никто не видел, чтобы мальчик с друзьями куда-нибудь отправился. Может, у него нет друзей. И никто не видел его в компании с папой. Может, у него нет папы. В доме, в котором они живут, все дети называют его «маменькиным сыночком». И говорят обидные слова, когда мальчик с матерью мимо идут. На ненависть похоже. И знакомые им говорят, что мать сына к себе «приклеила», к своей юбке. И все наперебой советуют измениться – обоим.
И никто не знает правды. Потому что она скрыта. Зато осуждение наяву – оно бросается в глаза и лезет в уши. Вот про мальчика – как объяснить осуждение? Почему некоторые лезут со своими оценками? Про даму восьмидесятилетнюю – понятно: слишком отличается от других. А мальчик? Тоже отличается? Получается, что с мамой ходить неприлично. Так наши люди думают.
Осуждение ближнего иногда приобретает жестокие формы. Уйдет муж от жены, и непременно кто-нибудь да решит, что она сама виновата. И бросят кинжальные слова: «Ни кожи ни рожи. Поэтому муж и ушел». Или обвинят ее, бедную, в лени, в пьянстве, в распутстве, в несдержанности – во многом обвинят. А его оправдают. Почему? Это, конечно, не закон, но такое часто случается.
Или: жена мужа попросит «на улицу». И тогда его многие будут осуждать. В том числе и друзья, близкие к их дому. Они станут жене сочувствовать: бедная ты бедная. Как только такое чудовище терпела? А его друг, приехав к его жене, даже намекнет на ненормальные наклонности ее бывшего мужа. То есть помоями обольет. И все ее пожалеют. А его осудят. И если он даже погибнет на улице, все так и скажут: чему быть, того не миновать.
Так вот, откуда берется осуждение ближнего? Откуда? Это, кстати, и по комментариям заметно. Найдутся люди, которые из текста в текст начнут тебя помоями обливать. И осуждать.
Осуждает тот, кто считает себя умнее и лучше других. Дай такому человеку власть, и все, жизни конец.