Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Ту-144 и Конкорд - самолеты с разной судьбой

Оглавление

Самолеты ТУ-144 и Конкорд - пионеры сверхзвуковой пассажирской авиации, так и не сумевшие составить достойную конкуренцию более экономным и надежным дозвуковым моделям.

Ту-144 и Конкорд
Ту-144 и Конкорд

В итоге дорогое производство обеих образцов было закрыто. Впрочем, британо-французский Конкорд сумел продержаться на рынке авиатехники намного дольше советского аналога.

Британо-французский Конкорд и Советский Ту-144
Британо-французский Конкорд и Советский Ту-144

С чего все начиналось...

Разработку сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров затеяли еще 50-х годах XX века британские ученые. Чуть позже к ним присоединились французские разработчики и совместными усилиями составили примерный проект будущего Конкорда, в последствие неоднократно представленного на международных выставках.

На таких мероприятиях часто присутствовали советские авиаконструкторы, которые узнали о разработках англичан и французов.

Советское правительство решает, перехватить инициативу и запустить в серийное производство собственные, транспортно-пассажирские сверхзвуковики, по подсмотренным у французов эскизам.

Отличия Concorde от Tu-144
Отличия Concorde от Tu-144

Создание новых лайнеров поручают авиастроительному конструкторскому бюро имени Туполева. Сборкой модели занимается воронежский завод.

Созданный опытный образец советского сверхзвукового авиалайнера, взлетел 31 декабря 1968 года. Машина стала первым в мире сверхзвуковым самолетом.

Первый запуск ТУ-144
Первый запуск ТУ-144

Через 3 месяца, 2 марта 1969 года, свое детище «Конкорд», запустили в небо французы.

Фото после первого полета Concorde
Фото после первого полета Concorde

Коммерческое производство авиалайнера ТУ-144 стартовало в 1975 году. Серийному производству, этих машин предшествовало трагическое событие, ставшее одним из основных факторов закрытия всей линейки.

Ситуация произошла под Парижем в 1973 году, где во время показательных испытаний, ТУ-144 потерпел крушение. Катастрофа унесла жизни всех 6 членов экипажа.

Место крушения ТУ-144
Место крушения ТУ-144

При этом предварительные испытания британо-французского Конкорда стартовали без трагических происшествий, и серийное производство европейского сверхзвуковика, началось на более позитивной волне.

Все же, после мягко говоря, неприятной аварии опытного образца, советский ТУ-144 через 2 года поставили на конвейер, но без особого энтузиазма и с опасливой оглядкой на произошедшую катастрофу. Поэтому машины решают выпускать небольшим тиражом.

Почему перестали выпускать сверхзвуковые самолеты

Вместе с тем, возникли проблемы с мощностью двигателя. Изначально планировалось, что машины смогут преодолевать до 6000 км беспрерывного полета с сотней пассажиров на борту.

На деле силовая установка, которой оснастили самолет, справлялась только с 3000 км пробега без дозаправки.

Советские конструктора попытались усовершенствовать самолет и создали доработанную версию ТУ-144, под названием ТУ-144 Д.

ТУ-144 Д
ТУ-144 Д

По итогу эта модель стала лебединой песней всей линейки, а произошло следующее...

В 1978 году опытный образец, новой доработанной тушки, с более мощным двигателем, потерпел крушение во время испытаний.

На этот раз машину удалось посадить, и частично избежать жертв, но 2 члена экипажа погибли, не сумев выбраться из горящего самолета.

Происшествие поставило крест на всей линейке и в 1978 году по причине нерентабельности производства, слишком большого потребления горючего и недостаточного уровня безопасности, ТУ-144 навсегда был снят с производства.

Британо-французский Конкорд ожидали более радужные перспективы. Самолет успешно прошел все испытания и производился более 30 лет.

Впрочем, эта модель так и не стала флагманом среди сверхзвуковых пассажирских самолетов, поскольку, несмотря на сверхзвуковую скорость, проигрывала по пройденному километражу и грузоподъемности, дозвуковым лайнерам.

Популярность Конкорда держалась на высоте, но не являлась решающим фактором дальнейших производственных перспектив линейки.

Конкуренты ждали малейшего момента, чтобы навсегда похоронить будущее сверхзвуковой пассажирской авиации.

Место падения Concorde
Место падения Concorde

Когда в 2000 году произошла катастрофа с участием Конкорда, унесшая более 100 человеческих жизней, дальнейшее производство этих машин было обречено, и в этом же году Конкорд навсегда прекратил существование.

Конкорд и ТУ-144 - однотипные самолеты с разной судьбой и если ТУ стал первенцем среди пассажирских сверхзвуковиков, то на Конкорде закончилась история сверхзвуковой гражданской авиации.

Подписка, палец "вверх" и комментарии приветствуются.