Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и стоматологическую страховку. Выбирай недвижимость и аккуратно выплачивай взносы. Выбери свой первый дом. Выбирай своих друзей. Выбери себе курорт и шикарные чемоданы. Выбирай диван, чтобы развалиться на нем и смотреть отупляющее шоу, набивая своё брюхо помойной едой. Выбирай будущее. Выбирай жизнь… Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь… Я выбрал кое-что другое… Причины? Какие могут быть причины, когда есть героин? (С) На игле/ Trainspotting
Дано
В прошлой статье мы определили, что в случае если индивид позиционирует себя внутри парадигмы Человека и преследует соответствующие доктрины, (что на мой взгляд в высшей степени разумно) то он находится в условиях диктатуры совести и его мотивация является исключительно идеологической, очищенной от фонового туманного шума, навеянных искусственных потребностей и системных ловушек. При этом, мы также упомянули, что рациональная и доминирующая часть такого сознания руководствуется «смысловой обусловленностью» в ходе принятия решений, что определяет необходимость осмысления любого акта и запрет бессмысленного действа. Камнем преткновения такого мышления является, как мы также уже упомянули, отсутствие оправдания существования жизни как таковой и отсутствие смысла в оной. Ну и наконец дополнительной, но от этого не менее существенной, проблемой является стремление сознания к предупреждению реализации пула своих потенциальных сущностей для сохранения «богатства внутреннего мира».
Продолжая рассуждения в том же ключе, мы должны начать с того, что философия и психология, как «любовь к мудрости» и «наука о душе» соответственно, это именно те области знания, которые на протяжении долгих лет стремятся ответить на озвученные выше вопросы и действуют параллельно, при этом грань между ними довольно тонкая, поэтому в этом блоге мы обращаемся к обеим областям, стараясь использовать релевантную информацию.
Суть трагедии
Начнём мы с того, что вспомним то, чему нас учила эллинская философия (бесспорно являющаяся прародителем современной философии) и трагедия. Основа греческой трагедии - обреченность героя, ведущая к катастрофе, наличие некого рока, с которым невозможно тягаться. Вины самого героя нет - вина есть само рождение и отсутствие возможности оправдать жизнь.
Жизнь - это страдание и трагедия без оснований, хаос и неопределенность в чистом виде. Эллины призывали воспринимать жизнь в ее нативной форме, как нечто неизбежное и бесконтрольное.
Такие истории лежат в основе древнейших архетипов - герои, противостоящие судьбе в трагичном вихре обстоятельств. Идеологическим оправданием сего чудовищного действа была идея стоицизма - восприятие мира как жестокой данности и формирование вектора действия ей в противовес. «Делай что должен и будь что будет» - аврельский лозунг стоиков. Схожие идеи мы находим и в индуистской Бхагавад Гите - учении о карме-йоге, йоге действия без привязки к результатам этого действа - «если ты воин, сражайся как воин», как утверждал Кришна, говоря о дхарме.
Возвращаясь к нашим рассуждениям, напомню, что искание смысла - это словно рыться в мешке, без дна, доставая случайные предметы, которые при максимальном приближении являются не более чем безделушкой, у каждой из которой свой срок интереса для разума. Внутри мозга человека скрыта система рационализации, оправдывающая и связывающая случайные события в некую структуру, в которой затем ищется некая закономерность и формируется соответствующая концепция, которая в конечном итоге превращает идеологический поиск в бессмысленную и беспощадную борьбу с ветряными мельницами - бесконечный процесс осмысления и обессмысливания. Очевидно, что такая зыбкая структура как «смысл», применительно к жизни и мотивации действия в ней, в крайней степени несостоятельна. Если не смысл, то что может быть идеологическим топливом для осуществления любых актов? Ответ на поверхности и на самом деле довольно прозрачен - для того чтобы действовать в реальном мире мы должны:
- Примириться с бессмысленностью бытия и уверовать в то, что в жизни есть что-то БОЛЬШЕЕ всех смыслов сразу, нечто трансцендентное, но значимое.
- Мы должны действовать ВОПРЕКИ смыслу, поскольку сама суть выбора - иррациональна для нашего сознания, при том что сам акт выбора - волевой. Избирается некий вариант удовлетворяющий пустой логической форме.
Нелепая сладость героизма
В одной из прошлых статей мы касались одного из древнейших архетипов - борьбы добра и зла, героя с драконом. Мысль о герое, который живет во имя какой-то цели, преисполнен каким-то смыслом, который является источником его уникальной мотивации это ядовитая химера. Когда герой видит мир через свою искаженную призму и разумеется видит только то, куда он стремится и стало быть чем менее его целесмысл достижим тем больший путь он преодолеет, а при необходимости положит жизнь на это - это история о безумце, чьим разумом овладела идея, чьим рабом он и стал. Это легкий, быстрый и прекрасный путь - умереть во имя какого-то нативного смысла, но для рациональных людей, живущих вне рамок идеологии это увы невозможно, поскольку идеологическая мотивация и диктатура совести у Человека - это не про радикальную идеологию, а про относительно рациональный и волевой путь. Истинный героизм, на мой взгляд, это жить вопреки смысла, осознавать свою смертность и невозможность полностью контролировать свою жизнь, действовать во имя самого действа, концентрироваться на своём действии, обретать свою свободную волю и собирать себя по кускам.
Исходя из единственной на мой взгляд полезной парадигмы восприятия жизни как бесконечной трагедии, восприятие оной как рок, стечение обстоятельств, в которых мы являемся лишь средством структуризации хаоса и снижения энтропии - процесс без смысла, но процесс глубоко нравственный и отвечающей сущности развитого сознания - идеологически обусловленной машины структуризации хаоса - это наиболее верный путь, который в конечном итоге может увязать воедино упомянутые выше аспекты.
Крах рационализации
Развитое сознание, как уже упоминалось в первой части, стремится к сохранению своих внутренних потенций и старается предупредить любую реализацию, во имя сохранения внутренней «целостности». Данное положение является первопричиной глубоких внутриличностных конфликтов, которые приводят к разложению и деградации личности, поскольку рационализация, как хорошо известно господам психотерапевтам, это всего лишь механизм, который является ответом внутреннего левополушарного интерпретатора на поступающую информацию - никакого логического зерна оный процесс не несёт. Выходит так, что сознание, находясь в режиме рационализации, переваривает само себя, с остервенением охраняя свои границы и предупреждает фактическую реализацию любых рациональных домыслов - значит люди вообще ничего на самом деле не представляют из себя и не знают самих себя, они лишь плод собственного воображения (об иллюзиях читайте в прошлый статьях). Их карта мира - вонючая трясина, которая затягивает в бесконечный и беспросветные круговорот полупонятий по поводу и без. Ум, который увлёкся собой неизбежно тонет в бездонной рефлексии, а значит теряет контакт с реальностью, а значит ничего кроме бесконечной жвачки и фрустрации ждать не приходится. На ум приходит известная категорическая субстанция - бритва Оккама - «не стоит множить сущности без надобной на то причины».
Полезность и акт
Говоря об идеологическом акте для Человека, мы обязаны учитывать вышесказанное и тогда мы придём к следующему выводу. Любой акт, который призван наладить контакт с реальностью - в высшей степени оправдан и должен быть осуществлён. Любой осуществлённый акт стократно полезнее любого потенциального плана и любой эфемерной сущности, которое сознание для себя определило. Пусть в человеческом обществе, где идеологическое обоснование любого действия лежит в дискурсе его «смысла», «рациональности», то на деле мы понимаем, что раз смыслов не существует, то необходимым критерием выступает основной параметр контакта с реальностью - «полезность». Значит любой акт, который отвечает параметру «полезности» будет идеологически выверен, так как будет восстанавливать контакт с реальностью. Что есть полезность? Чем непосредственный акт ближе к реальному миру вещественного, тем он полезнее, а значит более предпочтителен. Отсюда следует, что любая деятельность связанная с телом (спорт, секс, телесные контакты любого рода), миром вещей (ремесло, хобби, творчество любого рода, бизнес и т.д) и миром людей (общение, объятия, рукопожатия, контактный спорт и тд.) является предпочтительной, верной и бесконечно полезной деятельностью. Выходит так что простые понятные, доступные и измеряемые частности составляют основу жизни, а зыбкие и неосязаемые структуры, плавающие в понятийном океане внутренних смыслов являются пшиком и своеобразным интеллектуальным онанизмом.
В завершении статьи, я бы хотел отметить и напомнить следующий момент. Я глубоко убеждён, что поскольку (как мы уже упомянули) любая тварь господня считает себя сутью мироздания и стремится осознать и определить саму себя, то, в зависимости от психотипа, будет избран тот или иной метод осмысления.
Животное будет жить инстинктивно в потоке, стараясь отхватить кусок побольше и стать самым крупным животным внутри своего стада. Его смыслы = опосредованная инстинктами гнусная борьба за выживание, доминация и внутривидовая конкуренция, основанная на страхе и силе.
Зомби будет жить внутри калейдоскопических двойных понятий, в рамках долженствований и туманных смыслов. Слишком умён чтобы просто жрать, бухать и размножаться и слишком глуп и слеп, чтобы соскочить с иглы потребления и сбросить рабство стереотипов и стремления причаститься к идеологии и идентифицировать себя как «борца с системой» - героем.
Демон будет доминировать над миром, играть на инстинктах животных и рамках зомбарей, культивировать капитал и быть рабом своего эго. Смыслы он нарисует себе сам и проживет жизнь в глубоком внутреннем одиночестве и в компании таких же волков (см. статью об архетипах).
Человек будет действовать во имя действа, и принимать решения спонтанно, ради действия как такового, анализировать результаты и корректировать свой вектор цели вопреки смысла, в условиях неопределенности и хаоса, руководствуясь совестью, т.е удерживая своё эго в рамках.
Итак, вот она истинная мотивация - действуй, потому что любое, даже самое нелепое действие полезнее и вещественнее бездействия. Живи, потому что любая жизнь лучше нежити. Твори, поскольку любой вещественный акт созидания - путь к реальности, а значит априори хорошо. Делай выбор, поскольку любой выбор лучше его избегания, ибо все то, что существует полезнее бесконечных и пустых потенциальных вероятностей.