Тахограф — это прибор, контролирующий соблюдение режима работы и отдыха водителем и скоростного режима, он также записывает пробег. Аппарат встраивается в автомобиль и записывает параметры его движения, помогая вести бухгалтерский учет компании-перевозчику, обеспечивать безопасность водителя и доказывать свою правоту в случае ДТП. Об этом сообщает “Закон-авто”.
Чтобы воспользоваться цифровым тахографом, понадобится индивидуальная карта водителя. Ее необходимо вставить в первый слот аппарата чипом вверх в начале рабочей смены. Каждая карта имеет уникальный PIN-код (обычно вводится с помощью стрелок на тахографе, но некоторые аппараты имеют виртуальную клавиатуру): если ввести его несколько раз неправильно, произойдет блокировка. Разблокировать карту можно только с помощью PUK-кода. Он обычно написан на конверте, в котором она находилась. После введения PUK-кода создается новый PIN-код.
Если PUK-код утерян, восстановить доступ к карте водителя можно только с помощью сотрудников сервиса, где она была приобретена.
Если в смене работает два человека, второй тоже должен вставить свою карту в слот и активировать ее. Далее устанавливается определенный режим в зависимости от того, кто находится за рулем, а кто занимается прочей работой.
Важно: даже если второй водитель не находится за рулем, он не должен устанавливать для своей карты режим «отдых». Пока транспортное средство находится в движении, этот режим не должен устанавливаться, иначе возникнет ошибка.
Карта водителя имеет срок действия не более трех лет. Ее необходимо своевременно заменить: замена происходит не ранее, чем за шесть месяцев до окончания срока действия. Эксперты рекомендуют обновлять карту за месяц до того, как она станет непригодной. За этот срок можно устранить все ошибки, которые могут возникнуть при оформлении. Если срок действия старой карты истек, а новая не получена, водителя ждет штраф от одной до трех тысяч рублей согласно статье 11.23 КоАП РФ.
Установка карты водителя в слот тахографа сопровождается характерным щелчком, а на дисплее аппарата отображается Ф.И.О. владельца и дата последней смены за рулем. Если этого не происходит, скорее всего, карта вставлена не до конца. Но причина может заключаться также в поломке: если прибор не принимает карту водителя, необходимо обратиться в сервисный центр. Даже если ее владелец находится в рейсе, у него есть лишь неделя, чтобы устранить неполадку. В особых случаях срок увеличивается до 15 календарных дней. До этого он обязан записывать информацию на ленте вручную и подписывать личной подписью.
После того, как карта установлена в слот, водитель должен установить статус, чем он занимался до начала смены: «работа» - если был занят какой-то другой работой, «отдых» - если отдыхал. Затем можно начинать движение в транспортном средстве. Стоит учесть, что при включенном зажигании тахограф автоматически включает режим «работа», независимо от того, стоит машина или нет. В самом начале смены устанавливается режим «вождение».
После остановки транспортного средства и выключения зажигания обычно происходит автоматический переход в режим «отдых», но иногда водителю нужно самому нажать на соответствующую кнопку (смотря какая модель тахографа используется).
Когда смена заканчивается, карту водителя необходимо извлечь из слота.
Попытка привести машину в движение без карты водителя сопровождается звуковым сигналом. Тахограф при этом выдаст сообщение об ошибке и зафиксирует его в памяти.
Печать при работе с тахографом осуществляется на термобумаге (термохимической бумаге). Она должна быть установлена в аппарат, а водителю рекомендуется возить с собой не менее трех запасных рулонов. Обычная кассовая лента не подойдет, она не соответствует техническим требованиям. Бумага для тахографа должна быть универсальной, выдерживать нагрузку светового потока до 5 000 Люксов, иметь термостойкость на уровне не менее 40 ⁰С и устойчивость к влаге 90%. Стандартная ширина ленты — 57 мм.
После рейса можно распечатать информацию, полученную с тахографа. Для этого нужно зайти в главное меню и нажать на кнопку «печать». Существуют разные типы данных, которые можно распечатать: технические данные, тахограмма, режим труда и отдыха. Чтобы выбрать что-то из этого, нужно лишь нажать соответствующую кнопку. Аппарат распечатает все ошибки, которые происходили во время рейса, а также факт проверки транспортного средства уполномоченными сотрудниками, если он имел место. Есть возможность посмотреть данные как по автомобилю, так и по конкретному человеку в смене (печать в таком случае осуществляется по карте водителя).
Информация на самом тахографе хранится примерно год, на карте водителя — 28 дней. Выгрузка данных с карты должна происходить каждые 28 дней. Тахографы, работающие согласно нормам ЕСТР (единое соглашение о работе водителей автомобилей, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки на территории стран Европы), выгружают данные каждые 90 дней. Для тахографов в РФ срок выгрузки данных не регламентирован. После выгруженные данные хранятся в архиве в течение года, их проверяют контролирующие органы.
За исправностью тахографа должно следить предприятие. Оно же ответственно за ремонт и обслуживание аппарата, должно контролировать соблюдение режима труда и отдыха сотрудниками и своевременно выгружать данные с карты водителя и самого аппарата. После выгрузки в архив информация должна быть доступна для проверки контролирующими органами. Средство криптографической защиты информации (СКЗИ) или навигационный модуль криптозащиты (НКМ) должен также меняться каждые три года. Перед утилизацией неисправного аппарата информация из тахографа записывается, она должна храниться в течение одного года. Данные об утилизации направляются в БУ «Росавтотранс».
Пользоваться чужой картой водителя категорически запрещается. Ранее ТОПС сообщал, как за использование чужой карты для тахографа дальнобойщик получил 30 штрафов.
Хотите стать героем журнала для автомобилистов "ТОПС"? Расскажите о себе здесь.
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅Подписывайтесь на Яндекс Дзен для перевозчиков
✅Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅Подписывайтесь на Telegram-канал