В 1989 году японский режиссер Акира Куросава снял восемь из десяти короткометражных фильмов, которые планировалось для создания фильма "Сны", при этом отказавшись от двух из них из-за нехватки средств, несмотря на финансовую поддержку Мартина Скорсезе. Год спустя, в свет выходит это странное произведение. Одновременно мрачное и красочное, светлое и утопическое, грустное и пессимистическое. Фильм-завещание с высшей степени личным содержанием. В преддверии своего 80-летия один из самых влиятельных режиссеров подводит итоги своей жизни в виде разрозненных снов. Способ показать свои страхи, надежды и страсти и в более широком смысле, показать свое видение мира оригинальным способом.
"Сны Акиры Куросава" - это череда завораживающих и поэтичных короткометражных фильмов, в которых затрагиваются темы близкие режиссеру. Так много предметов, которые здесь принимают форму метафор и притч, акцентированных несколькими словами, визуальной красотой и звуковой средой. И даже если в результате повествование может показаться суровым, произведение лучше всего передает свой посыл через чувства. В этом смысле "Сны" похожи на созерцательное путешествие, которое, как и сны, заставляет зрителя блуждать по сюжету и переходить от идеи к идее, от символа к символу, пытаясь нащупать нечто эфемерное.
Как рассказывал сам режиссер, фильм планировался только из его детских снов, которые он тщательно записывал, но в итоге были добавлены другие сны из разных периодов его жизни. Однажды он сделал раскадровку некоторых из них и отправил Джорджу Лукасу, Мартину Скорсезе и Стивену Спилбергу. Таким образом он получил финансирования, чтобы воплотить эту идею на экране. Сюжет не был продуманным или автобиографическим — это лишь зарисовка снов, которые на самом деле видел режиссер. Все эти сны являются символическим проявлением его понимания мира и отражение своей внутренней сущности.
Через сны Куросава изображает себя, скромно демонстрируя зрителю сущность своей души. Душа, зажатая между двумя крайностями - с одной стороны довольно мрачная и пессимистическая с другой нежная и жизнерадостная. На этих крайностях и выстроен фильм, визуально чередуя темные и светлые сны.
Восемь коротких зарисовок следуют друг за другом без очевидной связи друг с другом. В то же время они как бы переплетаются. Бесстрашное детство из первого сна перекликается со спокойной старостью в последнем сне. Воля к жизни мотивированная страхом смерти завершается принятием окончания своего жизненного цикла. Эксплуатация природы в итоге приводит к апокалиптическому будущему. Прошлое, настоящее и будущее эхом отражаются в "Снах". Акира Куросава вспоминает свою молодость и мир, каким он был в то время, а затем проецирует себя в будущее, которое не сулит ничего хорошего если не обрести гармонию с природой в сочетании с мудростью и смирением. Отсюда вывод старика из последнего сна: "Некоторые говорят что жить тяжело. Это все болтовня. На самом деле жить хорошо. Увлекательно".
Помимо своего видения мира, режиссер говорит так же о себе в эпизоде посвященном Ван Гогу и его живописи. Куросава, вероятно, хотел стать художником, но по разным причинам он вместо этого посвятил себя кино. Он восхищался великим художником, которого в фильме сыграл Мартин Скорсезе. Куросава отказался от мира живописи, но не отказался от искусства в целом — он положил начало собственному исследованию цветов, масштабов и перспектив, создавая свою собственную живописную эстетику в кино.
В заключении хотелось бы сказать что фильм "Сны" - это подарок режиссера, дающий доступ к его сознанию и в то же время он, как и любое произведение искусства, становиться отражением каждого зрителя.
Читайте так же:
Звездные войны: Влияние японского режиссера Акиры Куросава на создание оригинальной трилогии