Очень часто оригинальную трилогию «Звездные воины» обвиняли в схожести с довольно сильным и таким далеким для западного зрителя японским кинематографом. Критики даже считали, что во вселенной «Звёздных войн» нет ничего уникального – это по сути всего лишь переработанный ремейк веселого приключенческого шедевра «Трое негодяев в скрытой крепости» снятого Акирой Куросава в 1958 году. Джордж Лукас признавал, что восхищается творчеством японского режиссера и не скрывал, что некоторые элементы из его фильмов он позаимствовал при создании своей оригинальной трилогии. Основным источником вдохновения для Джорджа Лукаса послужил вышеупомянутый фильм Акиры Куросавы, где отчетливо прослеживаются сюжетные параллели. Взяв за основу идею из «Негодяев…», или еще известную под другим названием «Скрытая крепость», американский режиссер смог адаптировать ее для западной аудитории и создать не только обширную медиафраншизу, но и поистине уникальную и систематизированную киновселенную в рамках популярной культуры.
Многие элементы и сюжетные параллели из других фильмах японского режиссера так или иначе прослеживаются во всех частях саги. Но в этой статье представлены лишь наиболее значимые связи с кинематографом Куросавы. Прототипами для двух «второстепенных» персонажей дроидов C-3PO и R2-D2 послужили бродячие крестьяне — высокий Тахей и низкий Матасити из «Скрытой крепости». Подобно дроидам, они постоянно сорятся, и даже не перестают спорить, бредя по пустыне после битвы. Они должны помочь генералу-самураю Рокурота Макабэ сопроводить беглую принцессу Юки на безопасную территорию так же как и дроиды помогают Оби-Ван Кеноби сопровождать принцессу Лею на базу повстанцев. Генерал Рокурото Макабэ послужил прототипом Оби-Ван Кеноби и Лукас даже рассматривал на эту роль того же японского актера сыгравшего генерала Макабэ. И как не сложно догадаться принцесса Юки перевоплотилась в «Звездных война» в принцессу Лею Органа-у обеих принцесс схожи характеры и почти одинаковая история.
Но что поистине роднит трилогию с фильмами Акиры Куросавы, так это образ рыцарей-джедаев, которые по сути являются самураями с далекой Галактики. Завораживающие фигуры, которыми восхищаются самые юные зрители, джедаи воплощают саму суть «Звездных войн» во всем ее эпическом, благородном, харизматическом и мифологическом аспектах. Рыцари-джедаи имеет те же атрибуты что и самураи феодальной Японии такие как: путь джедая и кодекс джедая, включая схожую одежду и умение управлять силой своего меча.
Такие фильмы Куросавы как «Семь самураев», «Телохранитель», «Ран», «Тень воина» и др. вписываются в очень систематизированный кинематографический жанр «Дзидайгэки» и как утверждает Джордж Лукас слово «джедай» было образована от названия этого жанра.
В этих фильмах, как и в «Звездных войнах», герой представляет собой одинокого воина (часто ронина) ведомого кодексом чести ("Бусидо" и "Кодекс джедаев"), вооруженного легким и удобным мечом (катана и световой меч), одетый в легкую одежду (мантии джедаев схожи с кимоно), главным достоинством которого является самоконтроль и умение управлять духовной силой. И для полноты сравнения можно добавить чисто японский дизайн доспехов Дарта Вейдера, шлем которого представляет собой не что иное, как кабуто (традиционный японский самурайский шлем).
Помимо сюжетного сходства со «Скрытой крепостью» в саге «Звездные войны» присутствует множество кинематографических приемов и построение кадров, которые использовал в своих фильмах Куросава. Например, яркий закат над Татуином в точности напоминает закат в фильме «Дерсу Узала», в котором к слову сказать, присутствует одноименный персонаж - маленький и старый мудрец, живущий в одиночестве и в гармонии с природой, который хоть и не является прототипом, но все же имеет схожие черты с мастером Йодой в «Империя наносит ответный удар».
Из «Семи самураев» Лукас взял в «Звездные войны» и тему наставничества, и в чем-то схожую с дзен-буддизмом философию мастера Йоды, а также фразу, произнесенную дроидом C-3PO:«Похоже, мы созданы для страданий. Таков наш удел».
Акира Куросава является одним из самых влиятельным режиссером, оказавший огромное влияние на мировой кинематограф. Многие западные режиссеры, очарованные его творчеством, переснимали его фильмы, но только Джорджу Лукасу удалось трансформировать историю из фильма «Трое негодяев в скрытой крепости» в по-своему уникальную кинематографическую вселенную, интерес к которой не угасает уже на протяжении более сорока лет.