Автомобильный рынок, как и любой другой, переживает колебания от ситуации, когда условия диктует покупатель, до обратной, когда правила игры определяет продавец.
Кто управляет автомобильным рынком
В России сейчас ситуация полностью под контролем продающей стороны. Этому способствует дефицит ходовых моделей и комплектаций из-за сбоев в поставке микросхем, большой отложенный спрос на некоторые специфичные автомобили и постоянный рост цен на машины, который, согласно прогнозам экономистов, продолжится.
Если года два тому назад покупатель ездил по автосалонам и выбирал где больше скидки и ценнее подарки при покупке аытомобиля, то сейчас главное условие — физическое наличие машины у дилера.
Автомобили с пробегом
Аналогичная ситуация и на вторичном рынке. Наиболее популярные модели в хорошем состоянии с небольшим пробегом расходятся как горячие пирожки, а цены растут вслед за новыми автомобилями. Сокращается и число предложений на вторичном рынке. Люди не могут выбрать новый автомобиль, так как наблюдается дефицит, и не спешат продавать свои. Как отмечают эксперты, на этом фоне постепенно увеличивается срок владения автомобилем.
Лидеры по скорости продаж среди новых автомобилей
Минимальные сроки продажи показали не самые массовые, даже скорее нишевые модели — Kia Carnival и Toyota Hilux. Своего владельца машины обретали через 6 дней. Представители автомобильных дилеров связывают это с новизной. «Карнивал» только вышел на наш рынок после длительного перерыва, а пикап от «Тойота» совсем недавно серьезно обновился. Новинки традиционно вызывают повышенный интерес.
В 7 дней уложились продажи бюджетного кроссовера Kia Seltos и бизнес-седан Audi A8. По бюджетному кроссоверу от Kia ситуация объясняется дефицитом. После анонса продаж почти у всех дилеров наблюдалось превышение спроса над предложением, вплоть до того, что модели не было в шоу-румах и на тест-драйве, их просто выкупали. А в пользу «восьмерки» от Audi сыграл отложенный спрос приверженцев машин из Ингольштадта, которые ждали возобновления поставок модели и, наконец, дождались.
Из российских моделей активнее всего продается Lada Niva Legend. Всего 8 дней эти машины проводили в автосалонах. Для сравнения каждая проданная Lada Niva (бывшая Chevrolet Niva) ждала звездного часа вдвое дольше.
Модели эконом сегмента в среднем покидали стоянки дилеров через 10-12 дней. Среди лидеров Skoda Rapid, Kia Rio, Hyundai Creta и Solaris, Lada Largus и Vesta, Volkswagen Polo. В премиальном секторе помимо названной Audi отличился Lexus. Кроссоверы этой марки продавались за 9-11 дней.
Автомобили с пробегом: дилеры vs частники
«Поляну» автомобилей с пробегом традиционно делят между собой официальные дилеры, которые принимают автомобили в трейд-ин и частные продавцы. Причем лидерами по скорости продаж у каждого из продавцов выступают непересекающиеся классы автомобилей. Официальные дилеры быстрее всего находят покупателей на нишевые и достаточно дорогие модели, у частников быстрее всего расходятся бюджетные и возрастные автомобили.
Связано это с тем, что покупка дорогой модели выглядит надежнее через дилера. И вопрос передачи значительной суммы денег частному лицу тоже беспокоит многих. Плюс, у официальных дилеров существуют программы, которые включают диагностику, предпродажную подготовку и даже гарантию на автомобили с пробегом.
Быстрее всего, за 9-10 дней, дилеры продавали Smart Fortwo, Mazda CX-7, Peugeot 301, Infiniti JX. У частных продавцов не залеживались дольше 10 дней Chevrolet Lanos, Daewoo Matiz, Hyundai i20, Lada 112 и 114.
Эксперты отмечают, что в московских дилерских центрах среди авто с пробегом в основном можно обнаружить иномарки. Автомобили Lada в подавляющем большинстве перетекают в регионы. При этом обычно автомобили тольяттинского завода ожидают продажи не дольше 12 дней. А вот антирекордсменом тут выступила «Нива». Если новые в салонах не задерживаются, то машины с пробегом продаются около 3 недель.
Дольше всего дилеры продают Mercedes-AMG E-Класса, Mitsubishi Eclipse Cross и Volvo S90. У «Мерседес» и «Вольво» основным тормозящим фактором является достаточно высокая стоимость, а кроссовер Mitsubishi имеет очень специфичную внешность и кузов. Такие автомобили могут задержаться на складе до месяца.
Источник: «Российская газета» и «Авто.ру»