Применение химикатов известно еще со времен Цезаря: в 164 г. до н. э. римляне использовали соль для борьбы с растительностью. В XIX веке человечество использовало мышьяк, продукты нефтепереработки, медный купорос, а также сероводород. Ими обрабатывали дороги, промышленные площадки. Конечно же, долгое время там ничего не могло расти. Кроме того, медленному отравлению подвергались животные, в том числе насекомые, и даже люди.
В 1932 г. двое французов создали первое органическое соединение, проявляющее токсичную активность по отношению к растениям, под названием ДНОК (2,4-динитро-орто-крезол). Оно хорошо действует против однолетних сорняков, но слабо проявляет токсичность по отношению к злакам и многолетним растениям. Кстати, стоит уточнить, что сейчас этот препарат выпускается и котируется как инсектофунгицид, то есть подходит для борьбы с насекомыми и грибными заболеваниями. Но использовать его я вам, дорогие друзья, конечно, не советую - вещество крайне токсично, попадает в организм через дыхательные пути, кожу и ЖКТ.
Само название «гербициды» к нам пришло примерно в 1946 г. Ни для кого не секрет, для чего нужны гербициды, но все же стоит пояснить. Гербициды (от латинских herba - трава, caedo - убивать) - химические соединения, используемые для уничтожения растительности. Гербициды, в свою очередь, подразделяются на множество других классификаций, например: граминициды - химикаты, уничтожающие однодольные растения; арборициды способны бороться с древесной растительностью; альгициды убивают водную растительность.
В 1946 г. в мир был выпущен селективный гербицид, действующий на двудольные сорняки. Данные химикаты именуются как 2,4-Д(2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота) и 2М-4Х, он же МЦПА (2-метил-4-хлорфеноксиуксусная кислота). Именно эти соединения могут считаться первопроходцами в массовом производстве гербицидов, с них началась новая эра растениеводства под названием «Зеленая революция».
Оба этих брата являются аналогами синтетических ауксинов, и они главные герои в нашей статье. Эти вещества хорошо поглощаются листьями, а также корнями и далее двигаются к образовательной ткани растения. После попадания в точку роста включается так называемый «гормональный взрыв», происходит растяжение клеток, их деформация и дальнейшая гибель.
НО ВЫ СПРОСИТЕ, а что же с однодольными растениями, ведь автор сказал, что они действуют на двудольные сорняки? Дело в том, что однодольные растения отличаются анатомией и биохимией. Возьмем, к примеру, семейство злаковые. До определенной фенологической фазы у них узкий лист, направленный под острым углом вертикально, с восковым налетом, что позволяет стекать основной массе химиката. Также точка роста у злаков закрыта до определенного времени в стебле (трубке), и растение способно связывать гербицид с другими химическими веществами, образуя малоподвижные соединения. Однако у злаков данная особенность работает только от фазы «кущение» до фазы «выход в трубку», так как трубка откроется и оттуда выйдет точка роста. Если опоздать с обработкой, то гербицид убьет растение.
В современных реалиях у некоторых злостных сорняков появилась приобретенная устойчивость к данной группе гербицидов, поэтому на данный момент 2,4-Д и его производные применяются совместно с другими химикатами.
Что касается токсичности, то пестицид является высокоопасным веществом, и необходимо работать в средствах индивидуальной защиты. А теперь немного вернемся назад, где-то на 50-60 лет, когда США использовали смесь аналогов синтетических ауксинов под названием Agent Orange. Несмотря на предупреждение ученых, что гербициды являются химическим оружием, государство намеренно использовало их для достижения собственных целей. В результате масштабного опрыскивания пострадало около трех миллионов человек из числа вьетнамского населения: люди погибали от рака, дети в последующие годы рождались с уродствами и дефектами. Миллионы гектар джунглей и сельскохозяйственных угодий были полностью сожжены химией.
Подведем итоги: любая научная идея может попасть в плохие руки, способные сломать мирный уклад жизни. Но и эта же идея способна улучшить качество жизни, ведь то количество урожая, что мы получаем с полей, значительно покрывает наши потребности - и все благодаря научному прогрессу.