В 1978 году в отделение Pontiac корпорации General Motors пришло письмо:
«Я понимаю, что могу показаться идиотом, но все, что я хочу рассказать, – святая правда. В нашей семье все очень любят мороженое. Каждый вечер после ужина мы решаем, какой сорт будем есть на десерт, и я еду за ним в магазин. Проблемы начались после того, как я приобрел новый Pontiac. Каждый раз, когда я покупаю ванильное мороженое и собираюсь вернуться с ним домой, машина напрочь отказывается заводиться! Если мороженое клубничное, шоколадное или любого другого сорта - никаких проблем. Звучит глупо, но может быть, в машине есть нечто, что реагирует на ванильное мороженое?»
Разумеется, в службе поддержки клиентов к письму отнеслись скептически, но все-таки послали своего инженера на проверку.
Владелец автомобиля оказался вежливым, образованным человеком, и на сумасшедшего похож не был. Вместе с инженером они поехали в магазин, купили ванильное мороженое. Все точно – машина не завелась. Так продолжалось несколько дней подряд. Шоколадное – заводится, клубничное – заводится, ванильное – нет.
Инженер был человеком здравомыслящим и отказался верить в то, что у автомобиля может быть аллергия на запах ванили. Он отмечал все детали поездки: время, каким бензином и на какой колонке заправляли машину, даже температуру и облачность...
В конце концов выяснилось, что дело не в ванильном мороженом, а в расположении товаров в торговом зале магазина. Ванильное мороженое, как самое ходовое, размещалось в холодильнике самообслуживания у самого входа, а все остальные сорта – в глубине зала, и продавались через кассира. Купить ванильное можно было намного быстрее, чем любое другое.
Задача перешла в разряд технических. Почему машина не заводится, если хозяин возвращается к ней быстро? Оказалось, что двигатель не успевал остыть, и в карбюраторе оставались пробки, вызванные интенсивным испарением бензина.
General Motors, разумеется, усовершенствовала карбюратор, но это уже совсем другая история...