Какие требования предъявляются к определению качественного, количественного состава отходов для целей их паспортизации?
Отвечает юрист Центра Егорова Анастасия:
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства;
- обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Аналогичные требования содержит п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
- I класс - чрезвычайно опасные отходы;
- II класс - высокоопасные отходы;
- III класс - умеренно опасные отходы;
- IV класс - малоопасные отходы;
- V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Таким образом, обязанность осуществить определение классов опасности отходов производства и потребления по степени их влияния на среду обитания и здоровье человека возникает у индивидуального предпринимателя и юридического лица с момента появления опасных отходов в результате производственной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности.
Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I – IV классов опасности утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1026.
При этом порядок подтверждения отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1027 (далее – Порядок).
Необходимо отметить, что Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 3 Порядка отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее - БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Агрегатное состояние и физическая форма отходов определяются с учетом Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792).
В соответствии с п. 4 Порядка класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.
В соответствии с п. 5 Порядка документами, подтверждающими химический и (или) компонентный состав отходов, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава, являются:
- копии актов отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);
- копии документов, подтверждающих результаты установления химического и (или) компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) - в случае установления химического и (или) компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений;
- выдержки из технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, содержащие сведения о происхождении отходов, физической форме отходов, химическом и (или) компонентном составе отходов, в случае установления химического и (или) компонентного состава отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах.
Таким образом, информацию о химическом и (или) компонентном составе отходов допускается указывать не только на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, но и на основании сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки.
Необходимо отметить, что гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека регламентированы СП 2.1.7.1386-03.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 144) (далее – СП 2.1.7.1386-03.2.1.7.), разработанными в соответствии с действующим Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 разд. II СП 2.1.7.1386-03.2.1.7. данные Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека, и являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
Согласно п. 2.8 разд. II СП 2.1.7.1386-03.2.1.7 состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Относительное содержание каждого компонента в общей массе отхода Ci (в %) должно представлять собой верхнюю границу содержания данного компонента в общей массе отхода, т.е. соответствовать термину «не более». Сумма величин Ci для всех компонентов, из которых состоит отход, должна быть близка к 100%, но не менее 95%. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник).
При этом требования к отбору, транспортировке и хранению проб отходов производства и потребления закреплены в разд. III СП 2.1.7.1386-03.2.1.7.
На основании изложенного, для целей определения качественного, количественного состава и класса опасности отходов, необходимо руководствоваться требованиями к отбору, транспортировке и хранению проб отходов производства и потребления, закрепленными разд. III СП 2.1.7.1386-03.2.1.7.
Нарушение требований, закрепленных в разд. III СП 2.1.7.1386-03.2.1.7, может являться основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
Указанное подтверждается судебной практикой, в частности:
- Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2011 г. по делу № А33-9994/2011;
- Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. по делу № А07-14750/2010;
- Постановлением ФАС Поволжского округа от 5 марта 2009 г. по делу № А12-11268/2008.
Также необходимо отметить, что Приказом Росстандарта от 3 октября 2017 г. № 1309-ст утвержден ГОСТ Р 57758-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Подготовка аналитических навесок из лабораторной пробы, устанавливающий требования к надлежащей (добросовестной) лабораторной практике для безопасной подготовки аналитических навесок из лабораторной пробы отходов и шламов.
Указанный стандарт не является обязательным, однако может применяться для целей подготовки аналитических навесок из лабораторной пробы любых отходов, включая шламы и осадки сточных вод.