Феминизация мужчин и маскулинизация женщин

В современном российском обществе всегда есть и будут проблемы идентификационного характера личности. Причины весьма множественные, например, малозначимость семейных ценностей, атрофия института брака, всплеске гомосексуальных отношений, в совокупности всех этих показателей провоцируется демографический, социальный и духовный кризис общества. Так же становятся более заметными изменения психологических характеристик мужчин и женщин, трансформация гендерных различий, поведения и стереотипных представлений.

В современном российском обществе всегда есть и будут проблемы идентификационного характера личности.

Мы наблюдаем следующие тенденции: маскулинизация наблюдается и проявляется в: уменьшении роли мужчины как кормильца и добытчика, на рынке труда: в предпочтении неполной занятости, работ типа фрилансер, во внешнем виде: феминный имидж (у мужчин ярко выражены такие традиционно считающиеся женскими качества, как доброта, мягкость, уступчивость, и в то же время им редко бывают присущи свойственные мужчинам агрессивность и предприимчивость. Для таких мужчин деньги - не главный критерий успеха. Это, как правило, натуры мечтательные, творческие). Маскулинизация женщин проявляется в: желании все держать под контролем, чтобы не испытывать тревоги от неопределенности или ощущения зависимости от другого человека, поведение, которое традиционно ожидалось от мужчин – быть активным, брать на себя ответственность, принимать основные решения, быть независимым, а также маскулинный образ (в джинсах, рубашке она чувствует себя комфортно и разделяет мужские увлечения)

В вопросе о семье, одним из признаков традиционности в ее классическом понимании, является обращение к патриархальным устоям и ценностям, обусловленное историческими предпосылками. Маскулинизация женщин разрушает патриархальные взгляды на семейный институт, где доминирующая позиция отходит мужчине и ему отводится место главного «добытчика», женщина теперь занимается не обслуживанием семьи и мужа, а самостоятельно делает выбор, не обращая внимания на стереотипы и общественные установки. Феминизация мужчины избавляет его от ответственности. Стать на позицию мужчины-добытчика женщина могла и в советское время, так же, как и мужчина в то время мог оставаться в нигилистической позиции. Однако огромное внимание советскому семейно-брачному институту уделялось со стороны государства, стимулирующего браки улучшением жилищных условий, а также, крайне негативно относящегося к разводу, за которым могли последовать проблемы на работе, исключение из партии, а иногда и увольнение.

Феминизация мужчин и маскулинизация женщин становятся все более заметными и неотъемлемыми чертами не только российского общества, но и всего мира. Все чаще можно заметить, как мужчины начинают уделять большое внимание заботе о собственной внешности, в частности, появилось понятие метросексуал. Метросексуал – неологизм для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, которые придают большое значение своей внешности (физическая форма, одежда, аксессуары) и, соответственно, тратят массу времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. В XIX веке схожий культурный феномен был известен под названием денди. Метросексуалы не уступают женщинам в заботе о своей внешности, посещают косметические салоны, щепетильно следуют моде. Таким образом, феминизм (маскулинизация) женщин в некоторой степени порождает метросексуализм (феминизацию) мужчин. Доказательством этого является одновременное возникновение этих двух понятий в период промышленной революции.

Женщины, включаясь активно в социальную жизнь, начиная работать как мужчины, обеспечивать семью наравне с мужчинами, теряют часть своей феминности, доказательством чему является, избавление от корсета, неудобного на работе, мода в одежде и в прическах 30-х годов «под мальчика». На сегодняшний день это не только не удивительно, но уже и входит в пределы нормы, который так явно диктуют нам средства массовой информации.

Вопрос о таких явлениях как феминизация и маскулинизация остается до сих пор открытым и сложно дать ему однозначную оценку. Женщины издавна боролись за равные права с мужчинами, а теперь значимость подобных решений ставится под сомнения.

В большинстве обществ гендерный порядок является патриархатным, то есть характеризуется явными преимуществами мужчин в публичной сфере и жестким контролем над поведением женщин. Специфика российского гендерного порядка связана с ключевой ролью государства в формировании образцов женственности и мужественности, с государственной политикой эмансипации женщин и поддержки материнства, с сохранением традиционных патриархатных образцов в семье и сексуальной сфере. Для этого гендерного порядка характерно разделение мужских и женских ролей в семье. Мужчина считается главой семьи, при этом признается важнейшая роль женщин в организации быта. От женщин ожидается выполнение основных домашних ролей, забота о детях, больных и престарелых.

В современном российском обществе всегда есть и будут проблемы идентификационного характера личности.-2

Маскулинность и феминность обладают общим родовым признаком — признаком атрибутивности. Маскулинность и феминность представляют собой такие свойства гендерной картины мира, без которых она не может ни существовать, ни мыслиться. Следовательно, в формате гендеристики нет более фундаментальных свойств, чем свойства маскулинности и феминности. Одновременно каждый из двух гендерных атрибутов обладает специфическими признаками, которые в наибольшей степени отличают их друг от друга. Таковыми выступают понятия мужественности и женственности, в которых свое адекватное отражение находит сущность маскулинности и феминности. Таким образом, маскулинность и феминность следует определить как мужественный и женственный способы репрезентации, характерные для гендерной картины мира

Женственность (фемининность) — совокупность качеств, таких как чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность, сострадательность. Понятие женственности включает в себя как биологические, так и социальные и культурные элементы и связано исключительно с женским биологическим полом. Противоположностью женственности является маскулинность (мужеподобность), включающая в себя такие черты, как смелость, независимость, уверенность в себе, хладнокровие и рациональность

В современном российском обществе всегда есть и будут проблемы идентификационного характера личности.-3

Нет сомнений в том, что сегодня родителей побуждают своих сыновей быть чуткими к нуждам других, эмоциональными и полезными, и совсем не быть агрессивным. В то же время они поощряют своих дочерей отстаивать свои убеждения, играть руководящую роль и быть самостоятельными и конкурентоспособными.

Проблема для мальчиков и мужчин, мужественность которых подвергается нападению, состоит в том, что многие исследования показали, что как женщины, так и мужчины, которые набрали более высокий балл по шкале мужественности (чем женственности), с большей вероятностью имели более высокую самооценку (которая часто коррелирует с успех). Первоначальная мысль Бэм и других заключалась в том, что наиболее успешные люди будут андрогинными - определяемыми как балл выше среднего по мужественности и женственности, поэтому для многих было удивительно, что оценка выше по «мужественности» часто была лучшим предиктором успеха.

Нет уверенности в том, что крайности мужественности, которые могут включать в себя насилие, являются приемлемыми. Но, учитывая связь мужских черт с самооценкой и успехом, что-то, что наше общество теперь по крайней мере молчаливо признало для своих дочерей, и учитывая то, как мальчики и юноши отстают от девушек и молодых женщин в своем образовании, как и во многих других случаях, кажется неразумным феминизировать сыновей, в то время как мы поощряем независимость, уверенность в себе и конкурентоспособность дочерей.

Наконец, если эволюционная психология вообще что-то значит - и есть много доказательств того, что она делает - будут ли независимые, сильные и уверенные дочери в конечном итоге хотеть мужчин, которые не разделяют эти черты?

К примеру, Швеция экспериментирует с попыткой сделать свои дошкольные учреждения максимально нейтральными с гендерной точки зрения, но это обязательно означает изменение привычных половых ролей. В одном из заголовков главной статьи в New York Times гласил: «В шведских дошкольных учреждениях мальчики учатся танцевать, а девочки учатся кричать».

Есть ли в этом будущее? Если и так, то десятилетия исследований предполагают, что период этого изменения пока еще смутно представляются, учитывая наши реалии.