Юрий Минкин — как сказочный Гудвин, который дал мозги Страшиле — вооружает искусственным интеллектом беспилотные системы (автомобили, комбайны, трамваи, локомотивы). А все потому, что он — руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Technologies. Подкасту «Большой город» Юрий рассказал, как мы будем передвигаться в столице уже совсем скоро (ссылка на полную аудио версию интервью – в конце статьи).
Когда Москва станет городом беспилотного транспорта?
«Беспилотность бывает разная. Я знаю, что работы по переведению в беспилотный режим уже ведутся на МЦК, работаем мы и с московским трамваем. Так что, если мы имеем в виду рельсовый транспорт – железную дорогу, трамвай или метро, то, думаю, лет через пять мы сможем этим воспользоваться. Если же говорить о беспилотном автомобиле, который вы можете купить, то это будет, наверное, лет через 10-15. Испытания уже идут на улицах Москвы. И вы наверняка видели эти автомобили, обвешанные множеством датчиков и камер. Это обкатываются разные решения, испытываются системы помощи водителю разного уровня. Это еще не беспилотники, но автомобили, которые в каких-то ситуациях могут быть беспилотными».
«Думаю, беспилотники должны будут сосуществовать на одной дороге с обычными автомобилями. Срок эксплуатации автомобиля 10-15 лет, и одновременно заменить парк мы при всем желании не можем. Так что какое-то время у нас будет совместный поток. От этого никуда не деться».
«Повысится роль общественного транспорта. Потому что сам общественный транспорт станет дешевле. Стоимость такси, например, будет меньше, в нее не будут входить услуги водителя. Мы получаем другую экономическую модель: вам будет реально невыгодно владеть своим автомобилем. Так что в итоге беспилотность будет бороться с пробками – ведь люди не очень хорошо соблюдают правила движения. Очень многие заторы и аварии на дорогах связаны с человеческим фактором. Исключив водителя, мы повысим безопасность и пропускную способность дорог».
Если трамвай не моргнул – лучше отойти
«Сейчас разработчики беспилотников едут в Калифорнию, все тесты идут там. Там приняты необходимые законы, которые это разрешают. Это колоссальный стимул для развития компаний. Туда съезжаются лучшие инженеры, лучшие умы. Это приток финансов. Это повышение общего уровня технологий. Конечно, нам хорошо бы сделать свой локальный центр, где можно было бы тестироваться. И я уверен, что приезжать будут многие – у нас уникальный климат. Под Москвой есть все – и зима, и лето, и весна, и осень. То, что нельзя тестировать в Калифорнии, вы сможете тестировать в Москве».
«Все наши инженеры уже выходили перед локомотивами, трамваями, комбайнами. И мы все знаем, как они тормозят. Если трамвай моргнул фарами, значит он меня заметил. Но бывало, чтоб процессе тестовых испытаний и не моргал – это же разработка. Тогда надо отойти».
Как работает беспилотник, и кто ему помогает?
«Во-первых, зрение. Для этого существуют камеры (видят в оптическом диапазоне), радары (работают в радиодиапазоне). Некоторые компании используют лидары (лазер, дает трехмерную картину мира). Эти устройства помогают собирают информацию об окружающем мире.
Камера видит все, что видит наш глаз. И эту информацию можно обработать с помощью алгоритмов. Радар видит объекты, от которых отражается радиолуч. Он незаменим в тяжелых погодных условиях – когда ливень, снегопад, его нельзя ослепить (как, например, камеру). Но! Он не видит сигналов светофора и знаков. Камера плюс радар – получается всепогодное высококачественное устройство. Лидар, который сразу дает трехмерную картинку мира, увы, очень дорогой. Самые дешевые устройства от 10 тысяч долларов. А хорошие – до 100. На машинку их надо штук пять. Для эксперимента купить можно, но для автомобиля как товара – нет.
Во-вторых, воссоздание дорожной сцены – обработка и понимание полученной картинки.
В-третьих, принятие решений – понимание что делать дальше и передача сигналов на органы управления. Но при этом человек всегда должен быть готов принять управление на себя. Его пока никто не освобождал от ответственности».
Если беспилотник попал в аварию…
«Если в аварии виноват беспилотник, то дальше надо выяснять – кто подвел. Разработчик? Производитель? Эксплуатант? На вопрос, кто заплатит, отвечу – страховая компания. Любой эксплуатант должен застраховать свою ответственность.
Другой модный вопрос, кого должен спасать беспилотник – водителя или пешехода? Есть много любителей порассуждать на эту тему. И есть анекдот про инспектора, который принимает экзамен у водителя и спрашивает: «Вы едете по дороге. И вдруг с одной стороны появляется старушка, с другой – женщина с ребенком. Кого давить будете?». После заминки водитель говорит: «Наверное, старушку». «Тормоз надо давить! Тормоз!» – говорит инспектор.
Беспилотный автомобиль в отличии от человека не отвлекается, он видит дальше и лучше, у него больше сенсоров. И он затормозит раньше, чем мы с вами. Если система на борту будет решать этические проблемы, то будут аварии. Но нам надо проектировать беспилотники так, чтобы аварий не было вообще».
Полную версию интервью с Юрием Минкиным слушайте в 9-м выпуске подкаста «Большой город» на «Яндекс.Музыка».