Найти тему

Как супруги предпринимателей влияют на успех бизнеса

В рамках размышлений о том, какие факторы влияют на рост стоимости фирм к сожалению чаще всего в стороне остается роль супругов первых лиц организации. В самом деле как измерить это влияние, а главное, зачем? Меж тем, в кабинете психолога лично на моем примере около 10 % времени предприниматели обсуждают отношения с подчиненными, 15 % отношения с партнерами по бизнесу, 10 % - другие вопросы и 55 % отношения со своим супругом/супругой. Очень жаль, что тема влияния супруга/и на успех бизнеса обойден вниманием специалистов. Здесь мы попробуем сделать первый шаг в обсуждении этой темы.

Итак, какие критически важные психологические функции выполняют супруги предпринимателей? Поговорим только о двух примерах.

Гипервозбудимость и избыток энергии

Широко известны результаты исследований, показывающих, что успеха в основном добиваются предприниматели с гипервозбудимостью, у которых повышенный уровень энергии и то, что обычно называют “шило в заднице”. Дело в том, что за единицу времени они успевают протестировать больше гипотез, чем те люди, которые считаются спокойными. А, протестировав, они успевают сделать за единицу времени больше действий по реализации своих планов. Источниками гипервозбудимости могут быть как физиологические, так и психологические факторы (травматическое детство с постоянно высоким уровнем стресса из-за отсутствия базовой безопасности, например). И не всегда можно провести четкое различие между условно нормальной и условно патологической гипервозбудимостью. Гипервозбудимые люди часто жаждут покоя, замедленности и созерцательного отношения к действительности, но, когда получают это вследствие психотерапии, применения различных методов релаксации и замедления, жалуются на то, что им скучно.

Но достаточно распространенным выходом за пределы нормы, по крайней мере для самих предпринимателей, являются ситуации, когда в тех или иных ситуациях им просто надо подождать, когда нужно скорее не двигаться вперед, а хорошенько продумать каждый следующий шаг, но из-за своей гипервозбудимости они не выдерживают напряжения таких остановок, но действуют лишь бы действовать (“Надо же что-то делать!”). В итоге очень многие из этих действий, из того, что можно назвать предпринимательским “муда” приводят к потерям, стратегическим ошибкам и т.д. и т.п.

И вот как раз в этих случаях, супруг/а, который/ая создает в семье тихую гавань для гипервозбудимого предпринимателя, оказывает его бизнесу огромную услугу. Они воздействуют на них успокаивающе, поддерживая, выдерживая гиперактивность партнера и демонстрируя своими реакциями, что стресс, который тот переживает, можно пережить, поддерживая его в спокойном рассуждении и в принятии решений, в поиске выхода из противоречивой ситуации и т.д. Часто за гипервозбудимостью скрывается повышенная тревожность. В этих случаях супруг, который сам спокоен, или который владеет навыками справляться с тревожностью (например, переведением тревоги в страх), помогает предпринимателю справляться с тревогами.

Эмпатическое отзеркаливание и эмоциональный отклик для нарциссических личностей

Встречаются бизнесмены с сильными нарциссическими особенностями. У них наблюдается явный дефицит эмоционального отклика на них. В детстве родители не очень замечали их, игнорировали их эмоциональные потребности и требовали соответствия неким стандартов успеха. И вот во взрослом возрасте они ищут родительскую фигуру, которая через свое отношение демонстрирует им, что они достойны внимания и замеченности просто так, что они достаточно хороши, чтобы их любить, что они ок. Этот механизм восстановления собственной самости описан Хайнсом Кохутом и назван эмпатическим отзеркаливанием. Людям с нарциссическим радикалом очень нужна сочувствующая им обратная связь, через которую они будут лучше знакомиться с собой и тем самым присваивать себе те или иные замеченные другими в них стороны.

И вот именно эту функцию часто выполняют более эмоционально зрелые супруги предпринимателей. Благодаря их отношению наши нарциссы успокаиваются, их опыт все меньше невротизируется и все больше интегрируется, они становятся более терпимы к своим неудачам и несовершенствам других людей, все мудрее и эмпатичнее. Супруги становятся их оплотом и поддержкой. Не зря же распространены случаи, когда предприниматель расставался с поддерживающей женой, и его бизнес тут же шел под откос.

Прекрасно понимая, какой вклад вносят супруги в их жизнь, бизнесмены одаривают своих супругов автомобилями, шубами и прочими дорогими презентами. Часто никогда не работавшие жены могут принести пользу бизнесу их супруга гораздо больше тех, кто вовлечен в их супруга и работает не покладая рук. Их миссия заключается в оказании эмоциональной поддержки супругу. Наставлении его на правильный путь. И для этого совсем не обязательно разбираться в бизнесе, управлении, маркетинге и этом всем.

Тем обиднее, когда этот эмоциональный вклад супруга предпринимателей обесценивается во время и после развода. Или когда предприниматели, при достижении определенного социального статуса меняют свою постаревшую супругу, своего верного товарища и опору, на юную более презентабельную красотку. Не удивительно, что весьма распространены случаи, когда, расставшись, супруги сохраняют дружеские и весьма ресурсные отношения…

Кстати, коль скоро мы установили огромное влияние супругов предпринимателей на успех их бизнеса, не стоит игнорировать и часто негативное влияние, которое они могут оказывать. Таких случаев море. Может даже значительно больше тех, когда супруги оказывают позитивное влияют. Но это только подчеркивает важность фигуры супруга в жизни предпринимателя.