Найти в Дзене
О Москве нескучно

Как испортили одну из самых оригинальных станций Московского метро

Оглавление

Почему эта станция так сильно внешне отличается от всех остальных платформ Московского метро? Правда ли, что проектировали и строили её иностранные специалисты? Почему станцию считают самой тихой, но в то же время наиболее тёмной в столичном метро? А также - что обозначают непонятные на первый взгляд элементы декора в наземных вестибюлях? Об этом и не только расскажу сегодня.

Мы вам, а вы - нам

Станция "Пражская" Серпуховско-Тимирязевской линии выглядит необычно. Другой такой вы не встретите в столичном метро. #Архитектура совсем не похожа на ту, что мы привыкли видеть. Дело в том, что придумывали и строили станцию чешские специалисты. Им помогали советские коллеги. Платформа была частью проекта по укреплению отношений #СССР и Чехословакии. Схема несложная: в Праге открыли станцию "Московская", которую проектировали наши архитекторы. А в столице появилась "Пражская".

Проект станции "Пражская". Картинка из журнала "Метрострой" №2 за 1983 год.#Строительство начали в 1981 году. Будущая станция должна была расположиться на пересечении улицы Красного маяка и Кировоградской. Сейчас это район Чертаново Центральное. Без #метро там было тяжело. Даже фильм документальный снимали в 1983 году, где рассказывали, как трудно добираться на работу из отдалённой местности на автобусах. Называется "Путь к людям". Поэтому новая станция была там необходима. Она открылась через два года - 6 ноября 1985. Работы вели открытым способом. Глубина платформы небольшая - 9,5 метров.
Проект станции "Пражская". Картинка из журнала "Метрострой" №2 за 1983 год.#Строительство начали в 1981 году. Будущая станция должна была расположиться на пересечении улицы Красного маяка и Кировоградской. Сейчас это район Чертаново Центральное. Без #метро там было тяжело. Даже фильм документальный снимали в 1983 году, где рассказывали, как трудно добираться на работу из отдалённой местности на автобусах. Называется "Путь к людям". Поэтому новая станция была там необходима. Она открылась через два года - 6 ноября 1985. Работы вели открытым способом. Глубина платформы небольшая - 9,5 метров.

По конструкции "Пражская" колонная трёхпролётная. Здесь использовали специальные технологии, чтобы максимально избавиться от грохота, который создавали поезда во время движения. Потолок отделали интересными панелями. Они поглощают шум за счёт небольших дырочек. Закрепили успех рельефной плиткой на стенах. Благодаря всему этому "Пражская" считается одной их самых тихих станций Московского метро.

Чешское тёмное

Образ "Пражской" создавали чешские архитекторы Кыллар, Холупа и Бржускова. Кроме того, участвовал довольно известный советский специалист Виктор Черёмин (он спроектировал 14 станций в Москве, не считая "Пражскую"). В оформлении преобладают золотой и коричневый цвета. Возможно, так зодчие из Чехословакии хотели показать связь с метрополитеном Праги. Эти оттенки нередко встречаются в отделке станций чешской столицы.

Колонны на "Пражской" с закруглёнными углами и облицованы металлом золотистого или желтоватого цвета. Путевые стены украсили бурой керамической плиткой. Она не является глазурованной, как на станциях первой очереди, например. Поэтому в целом смотрится грубее. Потолок над путями покрасили в чёрный цвет. Пол выложили гранитом разных оттенков: от тёмно-серого до красного.

Всё это буквально погрузило станцию в темноту. Не спасал даже потолок над платформой, который был белым. Он разбит на прямоугольные ниши, по бокам которых разместили светильники. Пожалуй, это одна из немногих станций Московского метро, где замена освещения на новые лампочки пошла на пользу. Стало немного светлее. Раньше было темно, как в бункере.

Ускользнувшая красота

Кроме игры с цветами, на самой платформе нет никаких признаков Чехии. Украшения разместили уже ближе к выходам в город. Так, в кассовом зале северного вестибюля можно увидеть нечто абстрактное. Это конструкция с изображением летящего голубя. Его отлили из жёлтого богемского стекла. Есть такой регион Богемия в Чехии, где из этого материала делают разные вещи: от посуды до предметов искусства.

Вот эта конструкция с голубем, 2020. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/1503628.html
Вот эта конструкция с голубем, 2020. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/1503628.html

В южном вестибюле сделали панно из сырой керамической массы. На нём изображена панорама столицы Чехии. Уже в переходе можно увидеть ещё один элемент декора - скульптуру. Это колонна, на вершине которой девушка. Она олицетворяет собой образ реки Влтавы. Раньше всё это смотрелось органично, потому что отделка переходов была такой же, как и на станции, то есть коричневой.

Панно в переходе южного вестибюля, 2016. Фото отсюда: https://metrofanat.ru/4754/big
Панно в переходе южного вестибюля, 2016. Фото отсюда: https://metrofanat.ru/4754/big

Однако в июле 2015 года наземные вестибюли, а также подземные переходы отремонтировали. В результате реконструкции плитку сняли, заменив её современной разноцветной. Может быть, пространство стало выглядеть светлее, но индивидуальности и оригинальности стало точно меньше. Не пощадили даже фон за скульптурой Влтавы. И теперь она смотрится безумно странно на фоне плитки нового цвета. Вот такая #история .

Разорвалась связь с Москвой и у станции чешского метро. Правда намного раньше. Уже в 1990 году её переименовали из "Московской" в "Андел", то есть "ангел". По-новому хотели назвать и столичную станцию в прошлом году после инцидента с памятником маршалу Коневу в Праге. Как раз в честь советского полководца. Однако неизвестно, будет ли принято решение о переименовании.

Станция "Андел" в Праге, 2013. Фото отсюда: http://www.prag.ru/forum
Станция "Андел" в Праге, 2013. Фото отсюда: http://www.prag.ru/forum

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!