Опорно-двигательный аппарат человека выполняет важнейшие функции: придает телу форму, обеспечивает опору, возможность передвижения и принятия необходимых поз, защищает от повреждений внутренние органы. Он состоит из скелета и мышечного корсета.
Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) вызывают потерю или ограничение подвижности.
Они условно делятся на болезни позвоночного столба и болезни суставов.
Примерами заболеваний являются остеохондроз, сколиоз, спондилёз, артрит, артроз, бурсит, миозит, миопатия и т.д.
Причина многих заболеваний опорно-двигательного аппарата кроется в психике.
С точки зрения функциональной анатомии, телесный блок — это состояние ткани, характеризующееся её укорочением, повышением плотности и жёсткости. Что в свою очередь снижает или ограничивает подвижность и работоспособность.
С точки зрения психологии, телесный блок — это устойчивое напряжение тела, за которым стоит актуальная психологическая проблема. В момент психологического напряжения, например в конфликте, человек испытывает ряд эмоций и импульсов, тело находится в готовности к действию. Если эмоции привели к естественной поведенческой реакции - разрядке (обрадовались – захлопали в ладоши; счастливы – обняли кого-то; обидно – заплакали; рассердились - обозначили это; больно – отдернули руку и т.д.), то напряжение уходит. Если поведенческой реакции не последовало (не позволили себе порадоваться, стерпели, промолчали, сжали челюсти…), то напряжение осталось и привело к тому, что в теле появился мышечный зажим или блок (нереализованная потребность в действии застряла в теле)…
Существуют различные теории о взаимосвязи конкретных зон ОДА с эмоциональными переживаниями. Рассмотрим некоторые из них: скелет — нарушение гармонии и структуры в различных жизненных областях; суставы — нежелательные жизненные перемены, отсутствие эмоциональной гибкости (способности принимать естественный ход событий; мириться с нежелательными ситуациями, если нет возможности повлиять на них; отпускать прошедшие события и людей и т.д.); мышцы – остановленная, несостоявшаяся поведенческая реакция.
В двух словах - там где психологические проблемы имеют связь с телесными реакциями, чаще всего и возникают заболевания ОДА.
Если мы запираем в себе эмоции и чувства, такие например, как страх, грусть, одиночество, обида, разочарование, беспомощность, тревога, злость, зависть, досада и т.д., то они, вполне возможно, найдут свою реализацию в телесных блоках, зажимах, панцирях…
Часто мы используем в речи, сами того не понимая, поговорки, которые дают довольно четкую диагностическую информацию о вероятной причине заболевания. Например, «Я как будто мешки грузила». Можно попробовать понять, что именно в сегодняшнем дне было так тяжело и напоминало груз на плечах? Часто такое ощущение испытывает человек, взваливший на себя больше, чем в состоянии выполнить, или придавленный к земле чувством ответственности, или горем.
«Руки отваливаются». Возможно работа связана с переносом тяжестей, и тогда подобная фраза о том, что Вы переутомились, перегрузили руки. Но может быть и другой вариант, когда отругали, обесценили достижения, «отбили руки», отбили желание что-либо делать. Или, дали понять, что «не по Сеньке шапка», замахнулся на то, на что права не имеешь – «дали по рукам».
«Кулаки чешутся». Вероятнее всего речь идет об остановленной реакции гнева.
«Ноги просятся в пляс» - запрет веселиться и расслабляться
«Ноги не идут» - нежелание, сопротивление куда-то идти… Вариантов множество.
Что можно сделать?
I шаг. Расслабление.
Выберите время и место, примите такое положение тела, при котором двигательная активность и болевые ощущения минимальны. Постарайтесь максимально расслабиться, выровнять дыхание и сердцебиение. Зафиксируйте состояние покоя и расслабления и, побудьте в нём некоторое время.
II шаг. Техника титрования— медленное высвобождение энергии от сжатия к расширению.
Из расслабленного состояния медленно, не торопясь, начинайте совершать движение, вызывающее приемлемые болевые ощущения. Зафиксируйте конечное положение на 30-40 секунд, и так же медленно примите первоначальное положение тела. Упражнение повторяется несколько раз. Принятый телом новый ритмичный процесс запускает восстановление, само регуляцию и само исцеление.
IIIшаг. Творческое приспособление к ситуации.
У испытываемых телесных ощущений существуют определённые характеристики — какие? Опишите их понятиями, обозначающими физическое состояние (давление, расширение, покалывание, натянутость, холод, скованность, неустойчивость).
IVшаг. Телесное отреагирование.
Из ощущений рождается импульс к действию. Вопрос: что хочется сделать из такого состояния? Позвольте телу медленно и безопасно выполнить это действие.
Vшаг. Связь с эмоциями.
Проследите и озвучьте эмоции, возникающие в процессе выполнения действия.
VIшаг. Связь с ситуацией.
К какой сфере вашей жизни имеют отношение эти эмоции и движения?
VIIшаг. Опыт тела.
Прислушайтесь к своему телу. Какую новую безболезненную стратегию оно предлагает Вам выбрать для разрешения сложившейся ситуации?
Техника «Символическое значение телесного симптома»
1. «Какими эпитетами лучше всего охарактеризовать то, что я ощущаю в своём теле в данный момент?» Ответ на этот вопрос отразит Ваше отношение к ситуации, которая спровоцировала и поддерживает симптом.
2. «Чего мне не позволяет делать эта болезнь?» Ответ на этот вопрос позволит определить, какие желания заблокированы.
3. «К чему меня вынуждает эта болезнь?» Начните каждый ответ на этот вопрос с отрицательной частицы «не» («не ходить», «не приближаться», «не контактировать», «не менять место жительства», «не искать новую работу»). Таким способом Вы узнаете, какие ещё желания заблокированы.
4. «Если бы я позволил себе реализовать эти желания, как изменилась бы моя жизнь?» Ответ на этот вопрос определяет глубинную потребность, заблокированную каким-то убеждением.
5. «Что страшного и неприемлемого произойдёт в моей жизни, если я реализую свои желания?» Ответ на этот вопрос позволит Вам выявить убеждения, мешающие реализации потребности и создающие проблему в теле.