Как проверить стартер.

599 прочитали
Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

Всем здравстсвуйте!

Эта статья будет полезна для продвинутых автолюбителей, а также тех, кто при невозможности обратиться к автоэлектрику пытается заниматься ремонтом самостоятельно. Также будет полезно начинающим автоэлектрикам.

Для тех кто пока не в курсе, об устройстве и принципе работы стартера можно почитать здесь, а о том как пользоваться мультиметром(он же тестер) можно почитать здесь. Если вы всё это уже знаете и умеете, то идём дальше.

Итак у вас не стартует стартер. Прежде чем приговорить сам стартер проверьте всё ли напряжение до него доходит. Для этого лучше всего воспользоваться автомобильным пробником с лампочкой, выглядит вот так:

Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

Такая модель наиболее удобная. Крокодильчик цепляем на корпус стартера или двигателя возле стартера, а иглой косаемся места где нужно проверить напряжение. В пробнике( ещё назвается "контролька") установлена лампа и если крокодил на минусе, то при косании плюса иглой лампа светится. Вы спросите почему не зацепить крокодил на минус аккумулятора? Об этом чуть позже. Проверяем наличие напряжения в следующих точках:

Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

В точке 1 должен быть плюс постоянно, т.е. коснувшись иглой этого болта лампа должна засветиться. Если лампа засветилась, то всё в порядке, вы проверили сразу и постоянный плюс и теперь вы знаете что на стартере есть минус, поэтому крокодильчик лучше цеплять сразу на корпус стартера или возле него на двигатель. Если лампа не светится, то нет либо плюса либо минуса, соответственно переставляем крокадильчик на минус аккумулятора (т.е. берём железный заведомо стопроцентный минус) и повторяем проверку в точке 1.

Если контролька засветилась, значит вас можно поздравить, вы обнаружили отсутствие минуса на стартере, такое бывает, скорее всего отвалилась масса двигателя. Нужно проверить толстый провод идущий от корпуса двигателя на минус аккумулятора или на кузов. Если у вас двигатель соединяется с кузовом, то проверяем ещё провод от минуса аккумулятора до кузова. То есть масса двигателя может идти напрямую с минусовой клеммы аккумулятора, либо через кузов, тут всё зависит от конструкции автомобиля.

Если контролька не засветилась, значит отсутствует плюс и проверяем провод от плюсовой клеммы аккумулятора до точки 1. Такое бывает редко, но бывает, и это может быть лопнувшая клемма или перегоревший предохранитель. В некоторых японских и французских авто производители любят на стартер ставить предохранитель, ампер на 250 -300 примерно.

Идём дальше, если в точке 1 плюс есть, то просим помошника повернуть ключ зажигания в положение "старт" ( ну то есть пытаться заводить двигатель), и в этот момент проверяем плюс в точке 2. Если плюс есть, а стартер молчит, то смело приговариваем стартер и снимаем его. Бывает что плюс есть и вы слышите и чувствуете как щелкает втягивающее реле, но стартер не срабатывает и не крутит двигатель. В этом случае нужно после щелчка втягивающего реле проверить плюс в точке 3. Если он есть, то втягивающее исправно и снимаем стартер для дальнейшей диагностики, а если плюса нет, то неисправно в первую очередь втягивающее реле, а имменно подгорели "пятаки" (это силовые контакты внутри втягивающего реле), и втягивающее реле подлежит замене. Но стартер лучше всёже снять целиком и провести полную диагностику, чтобы через неделю опять туда не лазить, да и втягивающее реле удобнее менять на снятом стартере.

Не забывайте про технику безопасности: проинструктируйте помошника о том, что заводить двигатель нужно при выжатой педали сцепления и/или нажатой педали тормоза, если у вас коробка автомат. Опять же плюс в точке 2 может не быть из-за того что не выжаты эти педали и/или положение селектора передач не в нейтрали или паркинге. Если условия по педалям соблюдены, а плюса в точке 2 нет, то тут скорее всего неисправна контактная группа замка зажигания, либо сам замок, либо проводка от замка зажигания до стартера, либо иммобилайзер не даёт завести авто по каким-то причинам, либо система пуска и так далее, возможных причин много и тут нужно смотреть схему каждого конкретного автомобиля.

И так на стартер всё приходит, он либо молчит, либо щёлкает, но не крутит и вот уже на данном этапе можно смело приговорить стартер. Отключаем аккумулятор и снимаем стартер, как это сделать конкретно на вашем автомобиле можно узнать в руководстве по ремонту и/или в интернете. Кстати, если слышно что стартер срабатывает и электродвигатель крутится, но коленвал не вращается, то это неисправна обгонная муфта стартера (она называется бендэкс). В таком случае так же нужно снимать стартер и менять бендэкс.

После снятия стартера приступаем к его разборке. Как разобрать и собрать каждый конкретный стартер есть много видео в интернете и в этой статье я не буду заострять на этом внимание. Основная проблема - это определить что же сломалось в стартере и что нужно починить или заменить для восстановления работоспособности. То что мы уже продиагностировали на автомобиле - это очень важно, так как эти неисправности не возможно определить на снятом стартере. Далее при разборке не забывайте ставить метки и фотографировать сложные для вас моменты чтобы потом при сборке вспомнить как всё было установлено.

Раз уж вы разобрали стартер, не поленитесь поменять все втулки. Стоят они не дорого, а если забыть заменить, то в скором времени придётся опять лезть в стартер.

В процессе разборки стартера производим дефектовку его основных узлов:

1. Щеточный узел.

Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

Внимательно осмотрите щёточный узел и щётки. Если щеточный узел ржавый или окисленный, а также если закончились щётки, то лучше заменить узел целиком, и не забудьте зачистить места контакта щёточного узла и задней крышки, т.к. это минусовой контакт и если он плохой, то стартер будет плохо работать. Если вы не знаете какой длины должны быть щётки, то возьмите их с собой, когда поедите за запчастями, и попросите продовца показать точно такие же, только новые. Если отличие по длинне на половину или более, то смело меняйте. Старайтесь не перепаивать щётки по отдельности. Через щётки проходит большой ток и плохая пайка быстро отвалится, в крайнем случае, если нет возможности заменить узел или такая модель стартера где нужно менять щётки по отдельности, пользуйтесь контактной сваркой, такую услугу оказывают многие продавцы запчастей для стартеров прямо на месте.

2. Ротор (якорь), переходим к его проверке. Здесь нам потребуется мультиметр и в идеале прибор проверки якорей на межвитковые замыкания, но так как межвитковое замыкание встречается довольно редко, Да и прибор такой есть далеко не у каждого, то можно обойтись мультиметром.

В первую очередь приступаем к внешнему осмотру. Обратите внимание на коллектор, На нем не должно быть сильной выработки.

Ротор с цилиндрическим коллектором.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.)
Ротор с цилиндрическим коллектором.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.)
Ротор с торцевым коллектором.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.)
Ротор с торцевым коллектором.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.)

Вот так, к примеру, выглядят для сравнения неисправный (слева) и исправный(справа) якоря:

Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

Прогоревшая ламель колектора.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.)
Прогоревшая ламель колектора.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.)
Пример сильной выработки на колекторах.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.).
Пример сильной выработки на колекторах.(Изображение взято с Яндэкс-картинки.).

Далее осматриваем обмотку якоря, здесь не должно быть повреждения проводов и лакового покрытия.

Если вы обнаружили выше указанные дефекты, то якорь подлежит замене.

Для дальнейшей проверки якоря берём мультиметр и ставим режим прозвонки, один щуп на ламель коллектора(любую), а вторым на остальные ламели по очереди, все они должны прозваниваться:

Проверка обмоток якоря.(Изображение взято с Яндэкс-картинки).
Проверка обмоток якоря.(Изображение взято с Яндэкс-картинки).

Это говорит о том что обмотки целые. Затем ставим на мультиметре предел измерения 20к (20 килоом), один щуп на вал якоря, а вторым опять же проходимся поочередно по ламелям. Смотрим на показания, если больше чем 10 килоом, то все хорошо, и таким образом мы проверили отсутствие замыкания обмоток на корпус.

3. Статор может быть двух типов: с постоянными магнитами:

Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

и с обмотками возбуждения:

Изображение взято с Яндэкс-картинки.
Изображение взято с Яндэкс-картинки.

Если у вас установлены магниты, то необходимо проверить надежность их крепления и целостность. Не должно быть трещин и магниты не должны шататься.

Если у вас обмотки, то нужно поверить мультиметром целостность и изоляцию. Для проверки целостности установите мультиметр в режим прозвонки и подключить щупы к выводам обморок, всё должно звониться.

Для проверки изоляции переведите мультимеитр в режим 20к, один щуп подключите к выводу обмотки, а второй к корпусу статора, сопротивление должно быть более 10 кОм. Если есть проблемы - меняем статор целиком или только обмотку, в зависимости что для вас проще, если всё хорошо идем дальше.

Проверяем втягивающее реле. Для этого берём мультиметр и в режиме позвонки проверяем проводимость между точкой 2 и корпусом, должно звониться. Затем между точкой 2 и 3, здесь также должно звониться. Таким образом мы проверили втягивающую и удерживающую обмотки. Теперь нужно вставить якорь втягивающего реле без пружины в само реле, подключить щупы тестера в режиме позвонки к точкам 1 и 3 и надавить на якорь, должно зазвинеть. И чем меньше усилие надавливая при котором тестер звенит, тем лучше. Таким образом мы проверяем силовые контакты втягивающего реле. Если усилие нужно большое, или вообще не звенит, то втягивающее подлежит замене.

Если у вас в стартере имеется планетарный редуктор

Разные виды планетарных редукторов.(Изображение взято с Яндэкс-картинки).
Разные виды планетарных редукторов.(Изображение взято с Яндэкс-картинки).

осмотрите его на наличие трещин. В некоторых стартера вместо втулок используют подшипники, они могут быть обычные закрытые или игольчатые. Выходят из строя они очень редко потому что стартер работает всего несколько секунд при запуске двигателя, а остальное время бездействует. И кстати, не держите стартер включённым более 20 секунд, а если подержали, то дайте остыть примерно минуту. Если двигатель не заводится в течении 20 секунд, то вероятнее всего есть какая-то проблема. Исправный двигатель должен запускаться от 1 до примерно 3 секунд, бензиновые дольше дизельных.

Так же в стартере есть обгонная муфта(бендэкс):

Так выглядит бендэкс.(Изображение взято с Яндэкс-картинки).
Так выглядит бендэкс.(Изображение взято с Яндэкс-картинки).

Эта деталь хоть и редко, но ломается. Бендекс на сто процентов можно проверить только на автомобиле, но если он убит в хлам, то это можно проверить и на снятом стартере. Для этого крепко держа корпус бендекса проверните шестерню по часовой стрелке и обратно. Вращаться должно только в одну сторону, ход должен быть мягкий. Если вращается в обе стороны или слышен хруст и скрежет, то бендэкс необходимо заменить.

Итак после всех проверок заменяем необходимые узлы и детали, собираем стартер в обратной последовательности и перед установкой рекомендую проверить работоспособность. Для этого желательно зафиксировать стартер в тисках, в крайнем случае крепко держим рукой, и подаем питание от аккумулятора (для этого удобно использовать провода для прикуривания) минус соответственно на корпус стартера, а плюс в точку 1, и также подаем плюс в точку 2 для запуска стартера. После успешных испытаний устанавливаем стартер на автомобиль и на автомобиле рекомендую произвести пуск двигателя пять раз, если что-то не так, то обычно в этот момент проясняется.

На этом всё. Если было интересно, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. С удовольствием почитаю Ваши коментарии. Если что-то не понятно - задавайте вопросы, постараюсь помочь.

Всем добра и удачи на дорогах!