Найти в Дзене
приметы времени

Водородный транспорт востребован будущим

Первым массовым использованием водорода в транспортных средствах можно считать применение его в дирижаблях (дирижабль - управляемый аэростат, способный передвигаться в заданном направлении). В 30-е годы 20 века они значительно превзошли самолеты по вместимости и дальности полёта. Дирижабль «Гинденбурга», построенный в 1936 году в нацистской Германии стал самым большим и самым быстрым воздушным транспортом для пересечения Атлантики.

Дирижабль Гиндербург, заполненный водородом,  6 мая 1937 года потерпел катастрофу (загорелся водород) при посадке на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте, погибло 35 человек из 97 находившихся на борту.
Дирижабль Гиндербург, заполненный водородом, 6 мая 1937 года потерпел катастрофу (загорелся водород) при посадке на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте, погибло 35 человек из 97 находившихся на борту.

Идея использовать водород в автомобиле в качестве топлива двигателя (вместо бензина) возникла в блокадном Ленинграде, когда в конце 1941 года бензин стал в городе дефицитным. Нехватка бензина побудила лейтенанта Бориса Шелища искать замену бензину - в камере сгорания двигателя могут гореть не только пары бензина. Шелищ предложил использовать воздушно-водородную смесь в двигателях автомобиля ГАЗ-АА (полуторка) , снабженного лебедкой с помощью которой осуществляли подъем-спуск аэростатов. Проблем с водородом не было, так как им заполняли заградительные аэростаты, а водород производили в самом Ленинграде.

Заградительные аэростаты. Лениград, Исакиевскаф площадЬ, 1942 год.
Заградительные аэростаты. Лениград, Исакиевскаф площадЬ, 1942 год.

В 70-х годах прошлого века энергетический кризис привел к более масштабным исследованиям использования водорода как топлива. Так, например, в СССР был создан криогенного двигатель НК-88, использующий сжиженный водород в качестве топлива, который установили на самолет ТУ-155, который летал на водороде.

В рамках космических программ в СССР начались исследования в области топливных элементов и были созданы отечественные образцы топливных элементов, которые затем прошли испытания в космических полетах. Исследования по водородному топливу проводились и в США, где был достигнут значительный прогресс в области создания водородных топливных элементов для систем электроснабжения, в том числе и в космических аппаратах.

Водородные топливные элементы использовались в космических кораблях «Аполлон», «Шаттл» и «Буран».

Водород самый доступный горючий газ - его можно получать разложением воды на водород и кислород. После сгорания водорода (взаимодействия его с кислородом) получается вода и выделяется энергия. При подаче водорода в топливный элемент, где водород взаимодействует с кислородом в электрохимическом процессе (электрохимически «сгорает» в топливной ячейке) вырабатывается электрическая и тепловая энергия (кпд по электроэнергии до 45-50%).

Для автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, где экологические нормы загрязнения воздуха из года в год ужесточаются, переход их на электроэнергию становится выгодным и необходимым. Использование водорода в топливных элементах, установленных на транспортном средстве позволяет вырабатывать электрическую энергию, которую потребляют тяговые электродвигатели транспортного средства и другие бортовые электроприборы.

Первые в мире поезд на водородном топливе  с топливными элементами Coradia iLint - разработка французской машиностроительной  компании Alstom.  Серийно производится  и введен в эксплуатацию для пассажирских перевозок в Германии  в земле Нижняя Саксония   в 2018 году. Способен развивать скорость до 140 км/час и проехать на одной заправке водородом до 966 км. В Марте 2020 года водородный поезд Coradia iLint введен в эксплуатацию в Нидерландах.
Первые в мире поезд на водородном топливе с топливными элементами Coradia iLint - разработка французской машиностроительной компании Alstom. Серийно производится и введен в эксплуатацию для пассажирских перевозок в Германии в земле Нижняя Саксония в 2018 году. Способен развивать скорость до 140 км/час и проехать на одной заправке водородом до 966 км. В Марте 2020 года водородный поезд Coradia iLint введен в эксплуатацию в Нидерландах.

В настоящие время ведущие производители автотранспорта активно разрабатывают и производят экологические безвредных выбросов автомобили, в том числе с использованием водородных топливных элементов. Европейские, американские, японские, корейские, китайские производители начали гонку перевода транспорта на электротягу в своих странах и борьбу за рынки сбыта продукции своих предприятий на внешних рынках.

Водородный автомобиль Toyota Mirai в 2016 году пытался зайти на рынок Австралии с мобильной заправочной водородной станцией немецкой компании Linde, смонтированной на седельном тягаче Hino (в Австралии водородных заправок мало). Серийное производство и продажи первой модели Toyota Mirai началось в 2014 и  за все годы продано около 10 тыс. автомобилей.  Вторая модель  Toyota Mirai производится с 2020 года  - дальность хода без дозаправки возросла до 650 км, при времени заправки 5 минут.
Водородный автомобиль Toyota Mirai в 2016 году пытался зайти на рынок Австралии с мобильной заправочной водородной станцией немецкой компании Linde, смонтированной на седельном тягаче Hino (в Австралии водородных заправок мало). Серийное производство и продажи первой модели Toyota Mirai началось в 2014 и за все годы продано около 10 тыс. автомобилей. Вторая модель Toyota Mirai производится с 2020 года - дальность хода без дозаправки возросла до 650 км, при времени заправки 5 минут.

В 2020 году южнокорейский производитель Hyundai Motor Group опередил японских производителей водоромобилей почти в два раза и стал мировым лидером в производстве и поставках автомобилей на водородных топливных элементах – в 2019 году компания поставила на рынок Южной Кореи, США и Европейского Союза около 5 тыс. автомобилей.

В 2020 года на дорогах Южной Кореи эксплуатировалось свыше 7 тыс. водородных автомобилей и рейсовых автобусов, началась коммерческая эксплуатация грузовиков. К 2025 году Hyundai Motor планирует выпустить 1,6 тыс. водородных тягачей Hyundai XCIENT, создать инфраструктуру для них и продемонстрировать возможность коммерческого использования водородного грузового автотранспорта.

В 2020 году в Швейцарию начались поставки серийных корейский грузовиков Xcient Fuel Cell, массой 34 тонны, с двумя мощными водородными топливными топливными элементами по 95 кВт каждый. Дальность хода без дозаправки 400 км., время заправки до 20 минут.
В 2020 году в Швейцарию начались поставки серийных корейский грузовиков Xcient Fuel Cell, массой 34 тонны, с двумя мощными водородными топливными топливными элементами по 95 кВт каждый. Дальность хода без дозаправки 400 км., время заправки до 20 минут.

Новый корейский водородный грузовик представлен в виде концепта магистрального тягача Hyundai HDC-6 Neptune.

Корейцы планируют создать водородный грузовой тягач с запасом хода без дозаправки  1000 км., массой до 46 тонн.
Корейцы планируют создать водородный грузовой тягач с запасом хода без дозаправки 1000 км., массой до 46 тонн.

Судя по всему, будущее декарбонизированных автомобильных грузовых магистральных перевозок в Hyundai связывают с водородными топливными элементами (стало быть, электрокары имеют больше преимуществ перед водородными в классе легковых автомобилей?).

В России водородный транспорт развивается не так активно, но отечественные производители не забывают это направление, как и тему водородной энергетики в целом. Так, недавно на открытии производства автомобиля представительского и высшего класса Aurus в Татарстане презентовали Aurus Senat с водородными топливными элементами –на действующем образце этого российского водородомобиля руководитель Минпромторга и президент Татарстана совершили пробную поездку. Особое место России в водородной энергетике связано с созданием производства относительно дешевого водорода и поставкам его на внешние рынки, в первую очередь в соседние страны (Германия, Япония, Южная Корея, Китай).

Аэротакси с электромоторами, питающимися от водородных топливных элементов намереваются создать США, обеспечив этому перспективному виду транспорта большую грузоподъемность, длительность и соответственно дальность полета в сравнении аналогичными воздушными аппаратами на аккумуляторных батареях (китайское аэротакси EHang 216 летает со скоростью 130 км/час, дальность полета 16 км, перевозит двух пассажиров или груз массой до 260 кг, в 2020 году начал возить экскурсии в городском округе Чжаоцин).

Водородное аэротакси Skai - концепт концепт представлен американским стартапом Alaka'i Technol в мае 2020 года. Продолжительность полета 4 часа, дальность более 600 км, число пассажиров 4 человека, один пилот.
Водородное аэротакси Skai - концепт концепт представлен американским стартапом Alaka'i Technol в мае 2020 года. Продолжительность полета 4 часа, дальность более 600 км, число пассажиров 4 человека, один пилот.

При сравнительно одинаковых массово-габаритных параметрах образцы транспортных средства на водородных топливных элементах обладают большей энерговооруженностью, в чем видится их основное конкурентное преимущество перед аккумуляторными образцами автономного электротранспорта.

Проблемы с безопасностью эксплуатации водородного транспорта производителями на уровне современных требований к пассажирскому и грузовому транспорту, но массовому их использованию препятствует отсутствие достаточного числа водородных заправочных станций на маршрутах движения и развитой инфраструктуры транспортировки и хранения водорода. В создании инфраструктуры для водородного транспорта вкладываются производители водородного транспорта, но без поддержки правительства добиться массового внедрения водородного транспорта вряд ли возможно.

Авто
5,66 млн интересуются