Выпустив на рынок Cosmo Sport, первый в мире автомобиль с роторным двигателем, Mazda потрясла не только японский рынок. В других странах известие о разработке серийного роторного двигателя японским автопроизводителем было встречено с удивлением. Таким образом, Mazda продемонстрировала миру свое технологическое мастерство.
В 1967 году Япония вошла в эпоху быстрого экономического роста. Страна находилась в эпицентре автомобилизации, национальный доход быстро рос, а сеть скоростных автомагистралей начала расширяться. Mazda имела все шансы стать одним из лидеров мирового автомобильного рынка.
В 1968 году Familia Rotary Coupe стал вторым автомобилем с роторным двигателем, выпущенным японским производителем. Хотя Familia задумывалась как глобальный стратегический автомобиль, Mazda наткнулась на камень преткновения при экспорте этого автомобиля в Соединенные Штаты, ключевому рынку на пути к мировой экспансии.
Чтобы справиться с растущей проблемой загрязнения воздуха, федеральное правительство США в 1968 году ввело нормативные акты о выхлопных газах. В 1970 году Конгресс США принял Закон о чистом воздухе (Clean Air Act), широко известный как Закон Маски (Muskie Act), который требовал сокращения более чем на 90% количество углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, которые будут поставляться на американский рынок в 1975 году и позже.
В то время как роторный двигатель выбрасывал относительно небольшое количество таких вредных веществ, как оксид азота, количество выбрасываемых углеводородов было относительно большим. Таким образом, принятие Закона о чистом воздухе покрыло туманом перспективы появления автомобилей с роторными двигателями на американских дорогах.
Mazda нашла решение этой проблемы в системе термического реактора, в котором дожигались несгоревшие углеводородные компоненты выхлопных газов, и усовершенствовала его систему за счет инноваций структуры и используемого материала. В 1973 году роторный двигатель Mazda прошел испытание по закону Маски в Агентстве по охране окружающей среды США. В том же году в Японии Luce AP (Anti-Pollution) был сертифицирован как первый автомобиль, имеющий право на льготный налоговый режим, применяемый для автомобилей с низким уровнем загрязнения.
Однако путь вперед не стал от этого гладким. Вскоре после того, как в 1974 году Mazda преодолела препятствия в отношении регулирования выхлопных газов, в мире произошел первый нефтяной кризис. Это было огромным ударом для автомобилей с роторными двигателями, которые называли "пожирателями бензина", потому что в те дни топливная эффективность роторных двигателей была относительно низкой.
Тем не менее, Mazda не отказалась от роторного двигателя, полагая, что продолжение производства автомобилей с этим двигателем было ее обязанностью перед обществом и своими клиентами. В 1974 году компания запустила проект Phoenix Project, цель которого - повысить топливную эффективность роторных двигателей на 40% за пять лет.
После первоначального повышения эффективности использования топлива на 20% произошел новый прорыв, когда одному инженеру пришла в голову идея повторного использования тепла, вырабатываемого тепловым реактором, что привело к разработке системы теплообмена. В результате Mazda достигла общего повышения топливной эффективности более чем на 50%, превысив 40% -ный план в рамках проекта Phoenix Project.
В Лас-Вегасе в 1978 году Mazda представила RX-7, серийный спортивный автомобиль с роторным двигателем, ознаменовав наступление новой эры роторных двигателей. RX-7 участвовал в различных автогонках, включая «24 часа Ле-Мана» и чемпионат мира по ралли. В частности, в Северной Америке RX-7 сделал ошеломляющий дебют, одержав победу в своем классе в гонке «24 часа Дайтоны». Успешный послужной список в мире автоспорта доказал удачное сочетание скорости и прочности RX-7 как спортивного автомобиля и поднял его до культового статуса.
Что касается Ле-Мана, в котором Mazda Auto Tokyo (была предшественницей Mazda Speed) начала соревноваться в 1974 году, RX-7 впервые финишировал в гонке в 1982 году. С 1983 года Mazda продолжала участвовать в гонках с прототипом RX-7 с роторным двигателем. В 1991 году стремление Mazda к автоспорту увенчалось желанной «тройной короной» в гонке на выносливость с четырехсекционным роторным двигателем Mazda 787B мощностью 700 лошадиных сил после десятка неудачных попыток в течение 18 лет с 1974 года. Это стало первой победой японского автопроизводителя в гонке Ле-Ман.
(Оригинал статьи на сайте Ниппон Сервис).