Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.
"Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие".
/"Скотный двор", Джордж Оруэлл/
Английского писателя Джорджа Оруэлла знают, главным образом, как автора романа "1984", описывающего ужасы тоталитарного общества. Однако, его созданию (1948), предшествовала сатирическая повесть "Скотный двор" (1945), в которой, как бы в форме басни, возникновение и становление тоталитарной системы показывалось на обитателях некой зверофермы - воинственных собаках, деспотических безжалостных свиньях и "бессмысленном и беспрекословном" стаде овец.
Несмотря на то, что повесть "Скотный двор" писалась, прежде всего, как критика сталинизма, образы и идеи, которые Оруэлл использовал при её создании, оказались настолько удачными, что годились для описания почти любого общества. В 2013 году "Гардиан", ежедневная леволиберальная газета в Великобритании, провела среди своих читателей опрос: кого, по-вашему, Оруэлл изображал в своих антиутопиях? И 89% читателей, прошедших его, ответили: это про нас, нынешних, мы все его мрачные фантазии сегодня видим воочию. Вероятно, в Англии конца 1970-х годов было ни чуть не лучше.
Этим и воспользовались музыканты Pink Floyd, создав по мотивам книги Оруэлла самостоятельное произведение - концептуальный альбом ''Animals'', десятый в дискографии группы. В то время как повесть фокусируется на сталинизме, считается, что альбом является критикой корпоративного капитализма. Собственно говоря, в нём современное английское общество представлено в образах трёх видов животных -"Свиней", "Собак" и "Овец". Можно подумать, "Свиньи" - это министры-капиталисты и продажные политики, "Собаки" - псы режима, а "Овцы" - обыватели, но на самом деле всё не так просто. Образы в песнях размыты, туманны, и неоднозначны...
Почти всю музыку для ''Animals'' написал Роджер Уотерс, кроме композиции "Dogs", где его соавтором указан Дэвид Гилмор. Они сочинили её во времена записи альбома "Wish You Were Here", и дали рабочее название "You Gotta Be Crazy". Примерно тогда же Уотерс придумал и музыку для будущей песни "Sheep", которая первоначально называлась "Raving and Drooling". Эти две композиции исполнялись на концертах Pink Floyd как инструментальные номера, где они обрастали новыми мотивами, после чего записывались в студии как окончательный вариант, уже с готовым текстом. Между прочим, тексты для всех песен тоже написал Роджер Уотерс.
Ричарду Райту досталась роль чуть ли не простого аккомпаниатора, чем он, конечно, был не слишком доволен: "Альбом "Animals" дался нам тяжело. Записывать его было отнюдь не весело, но именно тогда Роджер действительно начал верить, что он был единственный автор в группе. Он считал, что это только из-за него группа все ещё движется вперёд, и очевидно, когда он начал развивать свои эго-устремления, человек, с которым он стал конфликтовать, был я." - сетовал он. Впрочем, Райту достались и сольные партии, в композициях "Dogs" и "Sheep".
Открывает и закрывает альбом сравнительно короткая песня "Pigs on the Wing", разделённая на две части. Её название можно перевести как "Летающие свиньи", образ, ставший визитной карточкой группы, и зафиксированный на обложке альбома. Возникает вопрос: откуда он взялся, и зачем? Говорят, Уотерс называл летающую свинью "символом надежды". Дело в том, что есть такая английская поговорка, "when pigs fly" ("когда свиньи полетят"), что-то вроде нашего "когда рак на горе свиснет". Соответственно, образ "летающей свиньи" должен символизировать "полёт мечты", или что-то в этом роде.
Тема летающей хавроньи обыграна и на обложке альбома, где весёлая розовая свинка как бы порхает между огромных дымовых труб лондонской электростанции Баттерси.
Музыка, представленная на альбоме ''Animals'', к сожалению, не радует особым разнообразием. Не считая коротенькой "Pigs on the Wing", на нём всего три огромных композиции ("Dogs" длится 17 минут, и занимает почти всю первую сторону пластинки), и они, в основном, построены на нескольких простых гитарных риффах. На мой взгляд, это не очень интересно, поскольку материал на альбоме выглядит как обычные песни, имеющие схему куплет-припев-проигрыш-куплет, зачем-то растянутые в несколько раз. Однако, сам музыкальный материал, и его реализация, очень высокого качества, а мастерство музыкантов не вызывает сомнений.
Записывался ''Animals'' на собственной студии Pink Floyd, Britannia Row, которую они построили, выкупив в 1975 году трёхэтажный комплекс церковных помещений на Британиа-Роу, 35 в Ислингтоне. Запись велась с апреля по декабрь 1976 года, звукорежиссёром был Брайан Хамфрис. Должен сказать, это удивительно хорошая, и мастерски сведённая запись. Особенно впечатляет трек "Dogs": такое разнообразие виртуальных 3D эффектов мало где ещё услышишь! Гитары и клавишные создают как бы несколько планов, уходящих в глубину сцены. Выдающееся, на мой взгляд, искусство звукорежиссёра, в какой-то степени компенсирует относительную бедность музыкального материала, и позволяет получить удовольствие от прослушивания альбома.
"Animal"s был выпущен в Великобритании 21 января 1977 года, а в США - 12 февраля. Он достиг второго места в Великобритании и третьего в США, где он, в конце концов, стал четырежды платиновым - было выпущен 4 000 000 экземпляров.
Дэвид Гилмор - соло-гитара, основной вокал, ритм- и акустическая гитара на "Dogs", бас-гитара на "Pigs (Three Different Ones)" и "Sheep", толк-бокс на "Pigs (Three Different Ones)".
Ник Мэйсон - ударные, перкуссия, магнитофонные эффекты.
Роджер Уотерс - основной и гармонический вокал, акустическая гитара на "Pigs on the Wing", ритм гитара на "Pigs (Three Different Ones)" и "Sheep", магнитофонные эффекты, вокодер, бас-гитара в "Dogs".
Ричард Райт - орган Хаммонда, Родес-пиано, мини Муг, ARP string synthesizer, фортепиано, клавинет, гармонический вокал в "Dogs".
1. "Pigs on the Wing" (Part 1) ("Летающие свиньи") - открывает альбом лёгкая песенка о любви под акустическую гитару, адресованная жене Уотерса, Кэролайн. Без включения этого трека, как считал Уотерс, альбом "был бы просто своего рода криком ярости".
2. "Dogs" ("Собаки") - песня о нелёгкой судьбе "Пса", слуги "Свиней" и пастуха"Овец", того, кто, в конце концов "будет камнем утащен на дно". Мне в этой очень длинной, пафосной, явно затянутой композиции, нравится "эмбиентная" часть, начинающаяся после восьмой минуты. Настоящая психоделия! Многослойные органы и синтезаторы Ричарда Райта мерцают, перетекают один в другой, появляются то ближе то дальше, создавая фантастические звуковые ландшафты. И всё это на фоне собачьего лая, пропущенного через вокодер! Где ещё можно услышать собак, лающих звуком органа Хаммонда? Только под воздействием определённых веществ, на что эта композиция явно намекает. Впрочем, можно отметить и гитарные соло Гилмора, которые тоже на высоте. Но и его блистательная игра положение, на мой взгляд, не спасает...
3. "Pigs" (Three Different Ones) ("Три вида свиней") - песня посвящена, судя по всему, некой Мэри Уайтхаус - английскому общественному деятелю, противнике либерализма и стороннике жёсткой цензуры на ТВ. Бедная женщина! Как только Уотерс над ней не изгаляется... " Свиным всем рылом в корыте, велишь глубже рыть всем. Грязь на жирной шее. Что хочешь ты открыть, роясь в свинской траншее?". И так далее, в том же духе. Говорят, в 60-е Уайтхаус обвиняла Pink Floyd в пропаганде наркотиков. И вот, стало быть, спустя много лет Уотерс ей, таким вот образом, отомстил. Песня, однако, получилась довольно ровной, цельной, и с почти немецким "моториком". Одного не пойму: почему песня называется "Три вида свиней", если это просто дразнилка - обзывалка, посвящённая одному, вполне конкретному человеку?
4. "Sheep" ("Овцы") - содержит модифицированную версию библейского 23 псалма. Традиционное "Господь-пастырь мой" продолжается словами: "Ножом сверкающим отпускает Он душу мою, на крючьях вешает меня на высоте Он, превращает в баранью отбивную меня Он". Ближе к концу песни овцы поднимаются и убивают собак, но позже удаляются обратно в свои дома: " Вы слышали новости? Псы подохли! Лучше оставайтесь дома, и делайте, как велели. Убирайтесь с дороги, если хотите дожить до старости". В этой песне Уотерс и Гилмор зачем-то решили поменяться местами: партию бас-гитары исполнил Дэвид, а Роджер взял на себя функции гитариста. Получилось, на мой взгляд, так себе. Зато, открывается композиция совершенно чудесным, почти джазовым соло на Родес-пиано Ричарда Райта...
5. "Pigs on the Wing" (Part 2) - повторение первой части, завершает альбом, и служит для психологической разгрузки слушателя после неистовой предыдущей композиции.
Десятый альбом Pink Floyd, ''Animals'', очень высоко оценивается музыкальными критиками и поклонниками группы. Мне же он показался несколько менее интересным, нежели гениальные ''The Dark Side of the Moon'' и ''Wish You Were Here''. Но это только моё, личное мнение.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Pink Floyd вы можете прочитать у меня здесь:
''The Piper At The Gates Of Dawn'', 1967
''A Saucerful Of Secrets'', 1968
''Ummagumma 2 - Studio album'', 1969
''The Dark Side of the Moon'', 1973