Найти в Дзене
D Drive

Советское “зубило” ВАЗ-2108 или Porsche по-русски, самая понтовая тачка в СССР, история модели

Здравствуйте друзья. Наверное в этой статье я отойду от так любимой многими темы поломок и ремонтов, а просто предлагаю поговорить и вспомнить о всеми любимой ВАЗовской ”восьмерке”. Вообще история ВАЗ-2108 определилась еще в далеком 1978 году. Именно в этот год, а точнее 17 февраля Министерство автопромышленности СССР согласовало с ВАЗом и утвердило план создания переднеприводного автомобиля. И уже к концу 1978 года был представлен первый прототип, а годом позже начались его испытания. И как гласит история, компания Porsche приняла непосредственное участие в разработке и доводке некоторых узлов и систем автомобиля. Также в создание и доводке приняли участие специалисты из UTS-отдела FIAT, отвечающего за технические разработки. И как показывает история это сотрудничество вышло весьма и весьма плодотворным, обмен идеями и технологиями позволил инженерам ВАЗа в кратчайшие сроки создать автомобиль ставший хитом нашего автопрома на долгие годы.

Фото Автора
Фото Автора

В 1981 году в феврале сам министр автопромышленности СССР В.Н.Поляков официально объявил о создании новой для ВАЗа переднеприводной машины, на абсолютно новой платформе, не имеющей ничего общего с тогдашними Жигулями. А 22 декабря 1984 года в Тольятти с конвейера сошла первая партия машин, но живые машины для граждан стали поступать в автосалоны лишь в начале 1985 года.

Фото Автора
Фото Автора

Вообще наверное немногие знают, но уже в те времена в конструкции автомобиля использовались детали, изготовленные по лицензии именитых западных фирм производящих автокомпоненты. Непременно это также в какой-то степени повлияло на качество машины и ее ходовые качества в частности. Так с тормозной системой связано имя фирмы Lucas, а заднюю балку купили у VW. Лицензия как и оборудование на производство покрышек была куплена у Michelin. Карбюратор делали по лицензии фирмы Solex. И это лишь малая часть имен известных в автопромышленности, что связаны с производством ВАЗ-2108.

Фото Автора
Фото Автора

Что было бы, сотрудничая АВТОВАЗ с Porsche сегодня мы уже не узнаем, но о результате прошлого альянса любой автолюбитель нашей страны скажет немало добрых и не только слов. Вообще дизайн ВАЗ-2108 вышел настолько прорывной для советской промышленности, что равнодушных не было. Сам кузов был полностью несущий и сварен из малоуглеродистой стали. Как же не хватало советской автопромышленности тех лет технологии оцинковки кузовов, а ведь немцы уже тогда начали практиковать оцинковку, наверное если бы эта технология была взята на вооружение советскими инженерами, возможно судьба нашего автопрома сложилась бы по-другому.

Фото Автора
Фото Автора

Двигатель ставился рядный четырехцилиндровый объемом от 1.1 до 1.5 литра. Самым ходовым наверное был как раз промежуточный вариант 1.3 л. В приводе ГРМ использовался ремень. Кстати этот мотор с самого начала проектировался для поперечного расположения. В рулевом механизме впервые ВАЗ применил рейку, что вывело управляемость автомобилем на новый уровень по сравнению с классическими жигулями. Коробок передач было две, на 4 или 5 скоростей в зависимости от мотора. Так пятиступка была доступна только с самым мощным мотором объемом 1.5 литра. Остальным версиям приходилось довольствоваться четырехступенчатой КПП.

Фото Автора
Фото Автора

В ходовой части ВАЗовцы наверное тогда первый раз применили схему подвески ставящуюся на ВАЗы и поныне. Так спереди была применена система типа МакФерсон, а сзади балка. Если вдуматься, то все современные модели масс-маркета до сих пор не могут предложить ничего нового покупателю. Наверное, это и есть показатель правильности выбранной стратегии ВАЗа в разработке автомобиля. В тормозной системе также были использованы решения, а именно барабаны сзади, дисковые механизмы спереди, что и сегодня можно встретить на только что сошедших с конвейера ВАЗах и не только.

Фото Автора
Фото Автора

Выпуск модели в России завершился в 2004 году. Наверное, такого жизненного цикла удостаивается не каждая модель, что в свою очередь легко объяснимо правильным подходом к проектированию, что и сегодня имеет место быть. Вот такой вышел автомобиль, а благодаря небольшим габаритам (длина 4006 мм) и малой массе (от 915 кг) машина имела не самую заурядную управляемость для своего времени. Я лично имел честь поездить на теперь уже ставшей легендарной модели нашего автопрома и до сих пор меня наполняют только добрые чувства, вспоминая как же она (Восьмерка) рулилась на фоне немного унылых классических Жигулей. Наверное, не зря в музее Porsche стоит один из первых серийных образцов, ведь в нем заключена целая эпоха, которая может рассказать о мирном сотрудничестве некогда враждебных государств. И если найти хорошо сохранившийся экземпляр можно смело утверждать, что в ближайшие годы ВАЗ-2108 будет уже позиционироваться как классика и ее цена будет только расти из года в год.

Всем удачи на дорогах, не забываем подписываться на канал и ставить лайки

Авто
5,66 млн интересуются