Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis
Высотный девелопмент динамично развивается в крупных городах, однако это вовсе не значит, что такое строительство априори приводит к ухудшению комфорта и качества жизни в них. В Нью-Йорке остров Манхеттен, плотно застроенный высотными объектами, органично существует по соседству с малоэтажным и камерным Бруклином. И жители мегаполиса могут выбирать, где им комфортнее работать и жить — в энергичном деловой центре со своим ритмом либо практически в загородной обстановке.
Выбор места – один из главных вопросов при проектировании небоскребов
В Российских городах в каждом отдельном случае интеграция высотного девелопмента должна проводиться индивидуально с учетом многочисленных локальных особенностей ткани городского пространства и вектора развития среды. Если говорить усредненно, в новых районах можно делать ставку на разновысотный девелопмент – таунхаусы не выше 3 этажей, среднеэтажное строительство в 5-9 этажей либо точечные доминанты высотой не боле 17-ти этажей.
В старых границах городов не стоит трогать ядро исторического центра, но вполне логично развивать бизнес-кварталы и промышленные территории. При внимательном и точном распределении функций между, коммерческой жилой и социальной зонами проблем для горожан не возникнет. Если рассуждать об общих тенденциях, то выбор локаций для возведения небоскребов все же в основном склоняется к центральным районам. Это во многом объясняется динамичной конверсией старых промзон, а также наличием развитой многослойной инфраструктуры.
Сейчас большинство производственных процессов в крупных городах переносится из центра на периферию. В ядре городов сосредотачивается сфера услуг и управленческие системы, что приводит к уплотнению ткани городского пространства. Но при этом рост пропускной способности инфраструктуры позволяет избежать транспортного коллапса при высотной застройке территорий.
Высотное строительство — это достаточно легко просчитываемый и логически понятный вектор развития девелоперской индустрии. Развиваясь в подобном ключе, важно соблюдать баланс и справедливо распределять высотные объемы, обращая особое внимание на плотность различных районов.
Другой важный аспект — последовательное развитие и модернизация инфраструктуры с параллельным улучшением параметров и мощностей системы общественного транспорта. Именно такой стратегии сейчас придерживаются власти столицы и представители бизнес-сообщества. Каршеринг в Москве до введения карантинных ограничений развивался динамичнее, чем в каком-либо ином мегаполисе Европы. Кроме того, в городе продолжается ввод в эксплуатацию новых станций метро. Этот вид транспорта здесь действительно один из самых удобных во всем мире.
А что в регионах?
Опыт работы с высотными объектами не ограничивается радиусом МКАД и регионы также плавно начинают ориентироваться на такое строительство. Спрос на высокие дома там стабильно растет, пусть и не так стремительно, как в Москве. При этом в регионах все еще достаточно легко найти площадки, где можно сооружать объекты не выше 12 этажей. Финансовая модель проекта также играет большую роль в выборе формата строительства.
Конечно, возвести на одной территории пятиэтажное здание или двадцатиэтажное — истории с совершенно разными показателями маржи. И в подобных случаях как раз свою роль начинает играть законодательный регулятор, при необходимости сдерживающий такие проекты. В перспективе нескольких десятков лет мы все равно придем к общему увлечению объемов и доли высотного девелопмента, что можно назвать логически обоснованным процессом в рамках современного характера урбанизации.
Читайте: Небоскребы в регионах России: стоит ли ждать новых проектов