Ребенок сидит в чате вместо того, чтоб готовиться к контрольной? Забил на экзамены, зато освоил ролики или целиком «ушел» в хорошую книжку? Мы его понимаем. Зачастую на ребенка сваливается столько дел, что он может в них запутаться. Навыка целеполагания у него пока нет, волевая «мышца» еще не прокачана, а вокруг столько всего интересного... и отвлекающего.
А раз так, то мы должны научить ребенка отвечать на главные вопросы: чем заняться прямо сейчас, а чем попозже? Что лучше — сделать математику или посидеть в чатике? А тут еще погода наконец-то наладилась... Может, ну ее, математику?
О том, как дать ребенку навыки целеполагания, как научить его выстраивать дела согласно приоритетам, как, наконец, расставлять эти самые приоритеты, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова.
Оглавление
- Как научить ребенка расставлять приоритеты: вводим понятия «важное» и «срочное»
- Анализируем задачи: какие из них влияют на успех прямо, а какие косвенно
- Матрица Эйзенхауэра
- Учим ребенка составлять список дел на день
- Метод пузырька: еще один способ выделить главное и срочное
- Как сфокусироваться на больших целях?
- Записываем цели, прячем лист в конверт, идем к цели…. Смотрим, что из этого вышло.
Расставляем приоритеты: что самое важное и срочное
Умение различать срочные и несрочные, важные и неважные дела школьника — основа грамотной организации времени. Достичь целей без этого практически невозможно. Мы не рождаемся с этим навыком, ему нужно учиться. Как научить детей грамотно распоряжаться своим временем? Рассказываем.
Для начала можно просто поговорить с ребенком о том, какие ежедневные дела он должен делать, что он успевает, а что нет.
А потом можно приступить к более сложной задаче: расположить все задачи ребенка на системе координат, где на оси ординат — срочность дела, а на оси абсцисс — важность, или наоборот.
Анализируем свои задачи: что влияет на успех прямо, а что косвенно
Пусть ребенок разделит свои дела на две группы: связанные с учёбой и не связанные. Затем ему нужно решить, от решения каких задач хорошие оценки зависят прямо, а от каких — косвенно.
Например, если собрать портфель заранее и ничего не забыть, то это поможет (косвенно) получить хорошую оценку.
А хорошо выученное стихотворение поможет развить память, увеличит словарный запас и самым прямым образом повлияет на оценку. Поэтому вторую задачу мы считаем приоритетной.
Матрица Эйзенхауэра
Этот метод распределения задач по классам придумал американский президент Дуайт Эйзенхауэр (1890 — 1969).
Все свои дела Эйзенхауэр делил по степени их важности и срочности:
- срочные и важные,
- срочные, но не важные,
- несрочные, но важные,
- несрочные и неважные.
Почему бы и нам не попробовать? Это несложно. Матрицу можно нарисовать от руки.
Лист бумаги надо разделить на четыре равные части. Каждой мы даем название согласно списку (см. выше). А дальше мы включаем голову и записываем все наши дела в матрицу. Полезно указать, когда именно должна быть решена та или иная задача. Всё очень просто и наглядно.
Подробнее (и с картинками) про матрицу Эйзенхауэра и про то, как с ней работать — здесь.
Если у ребенка много дел, которые он относит и к важным, и к срочным, то такой ребенок может быть в постоянном стрессе. Задачи эти давят на него всей своей тяжестью.
А может, у вас тоже такая история? Тут снова поможет матрица. Дело не просто в том, чтобы ее нарисовать, а в том, чтобы самым комфортным для себя образом работать над своими задачами. Какие-то делегировать, на какие-то просто забить. А вот первоочередные имеет смысл решать быстро и качественно. Ко всему прочему это еще и хорошо влияет на психику: когда важная и срочная задача решена вовремя, в мозгу перестает гореть тревожная красная лампочка, на душе становится спокойнее.
Учим ребенка составлять список дел на день
Матрица — это, конечно, очень хорошо. Но мало нарисовать ее и повесить на стену: теперь вам предстоит научить ребенка руководствоваться ею.
Тут нас выручат списки задач на каждый день — и опять же выстраивание их в порядке важности/срочности. Отдельные усилия понадобятся для того, чтобы согласовать эти задачи с расписанием дня ребенка.
Если задач не больше семи-восьми, то для их сортировки подойдет «метод пузырька» — простейший алгоритм сортировки, знакомый многим из программирования.
Метод пузырька
Суть его в следующем. Нужно написать список дел, сопоставленный с расписанием дня. Затем попарно сравнивать задачи и переставлять более важную вверх, а менее важную — вниз.
Повторять сравнение по методу пузырька нужно, пока все задачи не встанут на свои места.
Эта симпатичная наглядная техника обычно нравится детям. Они с удовольствием вычёркивают выполненные задачи и радуются своим успехам.
Для примера скажем, что в распорядке дня школьника могут быть такие задачи:
►ответить устно на таких-то уроках;
► спросить у старосты класса про домашнее задание на четверг;
► поговорить с учителем химии, как наверстать тему, которую пропустил из-за простуды на прошлой неделе;
► отдать классному руководителю справку, которую передала мама;
► записаться на экскурсию;
► взять тему для дополнительного проекта по обществознанию;
► сделать все домашние задания на завтра;
► подготовиться к самостоятельной работе.
В список нужно добавить личные дела ребенка: погулять с собакой, сходить на танцы, съездить к бабушке, поиграть на компьютере, почитать и так далее.
Процесс целеполагания предполагает умение определить главные задачи и понять, с какими глобальными целями каждая из них связана. Допустим, задача «записаться на экскурсию в Пушкинский музей» поможет достичь цели «я хочу стать образованным человеком».
Вопросы—помощники
Далеко не всегда ребенку хочется заниматься чем-то важным и срочным (предполагаем, что президенту Эйзенхауэру тоже этого хотелось не всегда). Например, домашнее задание по математике: задачи сложные, а погода хорошая, так что ребенок предпочел бы поиграть или погулять.
Тут помогут вопросы, которые нужно задать самому себе.
Например, такими:
- Над чем я сейчас работаю?
- Чего я хочу достичь?
- Почему мне нужно сделать это именно сейчас?
Отвечая на эти вопросы самому себе, ребенок видит цель и понимает, чего ради он сидит в комнате над учебником, а не бегает с мячом.
Фокус на большие цели
Расскажите ребенку, что любому человеку нужно уметь сосредотачиваться не только на сиюминутных, но и на больших и, возможно, далеких целях. Такая цель — научиться кататься на роликах, хорошо сдать экзамены, стать учёным, построить карьеру.
Тут опять помогут вопросы:
- Что изменится в моей жизни, когда я достигну цели?
- С какими трудностями я могу столкнуться?
Полезно бывает нарисовать карту: цель, промежуточные задачи и сроки, в которые их нужно выполнить.
Конверт с целями
Есть еще одна хорошая и простая техника. Надо хорошо подумать, а потом взять лист бумаги и записать учебные и личные цели, которых ребенок хотел бы добиться к определенному сроку — например, к концу учебного года. Лист нужно положить в конверт и запечатать. Ребёнок может никому не показывать список (а может и показать). Лучше, чтобы он отдал конверт вам, а вы бы его положили в надежное место.
В конце учебного года верните ребенку этот конверт, чтоб он сверил свои планы с реальными достижениями.
Этот момент не всегда бывает радостным — по разным причинам ребенок мог и не достичь своих целей. Но, как говорится, это жизнь. Так ребенок учится подводить итоги и анализировать причины своих успехов или неудач. А это позволит ему в следующий раз ставить более реальные цели, или искать дополнительные ресурсы, или прилагать больше усилий — то есть приблизит его к реальности.
Конечно, эта техника подходит и взрослым.
#целеполагание #матрица эйзенхауэра #дети #обучение детей #техники целеполагания