Продолжаем говорить о различных видах тюнинга и чип тюнинга.
Предыдущие части:
Часто задаваемые вопросы про чип-тюнинг грузовиков. Часть 1
В современных реалиях тюнинг авто – очень растяжимое и многозначное понятие. Тюнингом сегодня можно назвать, как механическую расточку железных деталей двигателя, так и внесение изменений в ЭБУ на уровне программного обеспечения.
Для удобства, разделим виды тюнинга в зависимости от типа и функционала транспортных средств.
Начнем с легковых автомобилей
В варианте с легковыми авто можно довольно четко разграничить два вида «вмешательства» в структуру ТС: механический тюнинг элементов и чип тюнинг (электроника машины). Начнем с последнего. Итак, прошивка авто, она же — чип тюнинг, — это перенастройка микросхем, которые расположены в электронном блоке управления. Именно там находится специальное ПО от производителей, управляющее машиной.
Прошивкой называют программу со своим перечнем алгоритмов. Управляют ею посредством двух или трехмерных таблиц (карт). В таблицах прописан ряд определенных данных для стабильной деятельности работы двигателя и всей системы в целом. Число карт (таблиц) меняется в зависимости от возраста и модификации автомобиля. Понятно, что чем новее автомобиль и сложнее его электронная «начинка», тем дороже обойдется перепрошивка мотора.
В большинстве случаев перепрошивка применяется для увеличения мощности и крутящего момента, а также для уменьшения расхода топлива. Чип тюнинг здесь может быть стационарным, с подключением через диагностические OBD порты. В другом варианте блок управления снимают и подключают напрямую к компьютеру. В особо сложных случаях выпаивают чипы управления, затем их прошивают в специальных программаторах или заменяют (последний вариант довольно редкий, и не каждый мастер способен данную процедуру осуществить).
Какие виды прошивок наиболее популярны?
Специалисты условно делят их на «классы».
Класс А – применяется в вариантах с нестандартным оборудованием в автомобилях. Часто речь идет о лимитированных версиях моделей машин.
Класс В (также называют Butan) – чип тюнинг для улучшения работы мотора с газовым оборудованием (сжиженный газ). Заключается в доработке штатной программы авто в процессе установки ГБО.
Класс С — используют при установке в движок нестандартного распредвала. У большинства моделей есть такая партия или серия машин.
Класс D (или Dynamic) — прошивка, увеличивающая мощность и крутящий момент. Иначе говоря, происходит смена динамики машины.
Класс E (Economical) – — это снижение расхода бензина (солярки) и настройка экономичности мотора.
Отдельно скажем про чип тюнинг – перепрошивку на другой экологический стандарт, менее «привередливый» в плане контроля выхлопных газов. Такая прошивка выполняется в двух ситуациях. Первое: возникли серьезные перебои в работе катализатора или сажевого фильтра. Замена этих агрегатов – дорогое удовольствие. Рациональнее удалить их и перепрошить авто на стандарт Евро 2 или Евро 3. Второй вариант: водитель хочет увеличить динамику ТС.
В результате такого чип тюнинга качество топливной смеси должно стать оптимальным.
Перепрошивка под Евро 2 – наиболее популярный вид «экологического тюнинга». Объем вредных выбросов увеличится незначительно. С другой стороны, увеличение мощности и крутящего момента на всем диапазоне оборотов при отсутствии провалов.
Прошивка под Евро 0 (самый старый Экостандарт) применяется, в основном, в формате спортивного тюнинга. Такую прошивку, как правило, выполняют для серьезного увеличения динамики, при этом значительно растет расход топлива + максимальный выброс токсичных веществ с выхлопными газами.
Прошивки под Евро 4, Евро 5 и Евро 6 – чип тюнинг с сохранением норм вредных выбросов, заложенных производителем. Этот вариант особенно актуален для владельцев авто, находящихся на гарантии у дилера.
По прежнему не теряет популярности и «железный» тюнинг двигателя. Для улучшения динамических показателей мотора применяются, в основном, два метода. Можно снизить массу движущихся элементов или же установить новые элементы.
Распространенный вариант – замена стандартных деталей мотора на облегченные (речь о маховиках, шкивах, поршнях и прочем). Часто механические системы меняют на электрические аналоги. Также, для снижения массы автомобиля, в ряде случаев с него убирают все навесное оборудование.
Что конкретно можно улучшить и оптимизировать посредством механического тюнинга? Вот лишь наиболее популярные «процедуры»
- тюнинг клапанов мотора;
- доработка топливной системы;
- установка турбокомпрессора;
- замена штатного распредвала;
- смена головок цилиндров;
- применение строкер-китов (готовых комплектов для механической доработки авто);
- установка дополнительного радиатора;
- монтаж прямоточного глушителя;
- повышение компрессии двигателя;
- расточка блока цилиндров.
Важный нюанс. При неправильном или неосмотрительном подходе к тюнингу затраты бывают чрезмерными, а порой и просто неограниченными. Поэтому, перед началом тюнинговых работ, важно четко понять – что конкретно вы хотите и зачем.