Удивительно, но про мотоциклы «Ява» из Чехословакии знают даже те, кто родился через много лет после распада СССР. Оно и понятно, ведь этот производитель сумел собрать вокруг себя настоящий круг фанатов.
Да и сами «Явы» пользовались большим уважением. Качественно собранная, продуманная, красивая техника. Всё для людей, как говорится. Вот только «Ява» была не единственной маркой чехословацких мотоциклов, которые поставлялись в Советский Союз.
Был ещё один производитель. Это оружейный завод в Страконице, который гораздо больше известен под своим сокращённым названием CZ. Вообще, сие предприятие было открыто ещё в 1919 году.
Начинали с велосипедов, а к 1930 году выпустили свой первый мопед. Ещё через четыре года разработали настоящий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным мотором. А дальше пошло-поехало.
С двухколёсной техникой дела пошли так хорошо, что в 1946 году завод полностью прекратил выпускать оружие. Но упоминание об этом в названии осталось. Мало кто знает, но до 1960 года мотоциклы CZ были унифицированы с «Явой» и выпускались под общей маркой.
А в 1961-ом бренд CZ снова обрёл свою самостоятельность. Разработки заводы были настолько удачными, что лицензию на производство мотоциклов продали даже в Новую Зеландию.
Поставлялись машины CZ и в СССР. Наверное, самой популярной и известной моделью на территории нашей страны стал Cezet 350. Его выпуск наладили в 1981 году. Когда мотоцикл добрался до Союза, то стал таким же объектом вожделения, как и нетленная «Ява».
В движение «Чезет» приводился двухтактным мотором с двумя цилиндрами. Рабочий объём агрегата составляет 343 «кубиков». Двигатель выдавал вполне достойные для такой техники 22 лошадиные силы.
Коробка передач была механической с четырьмя ступенями. Переключать их нужно было ногой. Позиционировалась модель, как туристическая, потому что сиденье рассчитано на водителя и пассажира.
Впрочем, если почитать отзывы, то многим и в одиночестве сидеть было не очень комфортно, что уж говорить о пассажире за спиной. А вот к надёжности творения чешских инженеров нареканий нет. Мотоцикл реально делали на совесть.
CZ 350 разгонялся до 125 км/ч и потреблял порядка 5 литров на сотню.
Завод, где выпускали «Чезеты» разорился в 1998 году. Сейчас на его месте работает производство вилочных погрузчиков и автомобильных турбин.
Однако предложений купить раритетный CZ 350 ещё хватает. Средняя цена за ухоженный экземпляр – 100 000 рублей. Отдельные мотоциклы продают в 2-3 раза дороже. Если повезёт, то можно найти бесхозный вариант за 35-50 тысяч.
Вполне адекватные деньги, как я считаю. Сейчас за ту же «сотку» можно взять только китайского одноклассника от сомнительного бренда.
Советую посмотреть:
Рассказываю, как я легально работаю на себя, но плачу минимум налогов
«Планета Спорт» - настолько удачный мотоцикл из СССР, что его даже в Англию поставляли
Мало кто помнит, но в СССР выпускали мотовездеход «Тула». И его можно купить сейчас
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. И приглашаю в свой Telegram. Там я размещают короткие посты и заметки про наш автопром и дешевые новинки.
Каждый день пишу для вас о народных автомобилях!