Найти в Дзене
Живопись

Портреты фаворитов

Тот самый случай, когда искусство теснейшим образом переплетается с наукой, с историческими фактами. Великие живописцы прошлого рассеивают пелену времён, являя зрителю облик влиятельнейших людей минувших эпох. Позволяя встретиться взглядом с горделиво-надменными, доброжелательно-спокойными и проницательно-острыми взорами фаворитов европейских королев.

Любимчики Фортуны или завзятые сердцееды, успешные государственные деятели или отчаянные авантюристы, все они так или иначе были незаурядными, выдающимися личностями. А значит — идеальными объектами исследования для талантливых художников. Для тех, кто умел прописывать рельефные очертания характера своих героев, заставляя яркую индивидуальность «проступать» сквозь официоз парадного портрета.

Джордж Вильерс, первый герцог Бекингем (1592-1628)

Вначале, как водится, ничто не предвещало. Сестра тринадцатого по счёту французского Людовика спокойно и чинно выходила замуж за самого первого из английских Карлов. Кортеж невесты сопровождали — в числе прочих — королева Анна Австрийская и герцог Бекингем. По дороге в Лондон у означенных королевы и герцога состоялось тайное свидание. В ходе которого гражданин Бекингем повалил августейшую особу на землю и умудрился оцарапать ей бедро. На крик явно не готовой к столь бурному развитию ситуации Анны прибежали слуги, но герцог к тому моменту уже убежал. А через неделю как ни в чём не бывало отправился к проливу Ла Манш в составе свиты молодой английской королевы, преспокойно отплыв домой.

Скандал получился грандиозным. Надо ли говорить, что муж пострадавшей, король Франции Людовик XIII, весьма разозлился. И запретил герцогу Бекингему появляться в своих владениях. Зато много лет спустя великий фантазёр Дюма-старший написал свой легендарный мушкетёрский роман, представив в нём совершенно иной ход событий и выставив Бекингема возлюбленным Анны Австрийской.

Хотя правдивая версия той же старой истории была ещё более пикантна. Герцог и вправду был фаворитом, вот только не французской королевы, а английского короля Карла I...

Мунши или Мухаммад Абдул Карим, (1863-1909)

Рудольф Леопольд Свобода младший, «Портрет Мухаммада Абдула Карима», 1888
Рудольф Леопольд Свобода младший, «Портрет Мухаммада Абдула Карима», 1888

Пятидесятая годовщина восшествия на британский престол королевы Виктории отмечалась необычайно широко и пышно. Одних приглашённых иностранных особ королевских кровей было целых 50.

Для организации торжества — в ряду прочих — было выбрано и двое индийцев. Сегодня этот ход назвали бы «политикой культурного разнообразия». Тогда же — просто «данью экзотике» и желанием продемонстрировать географический охват Британской империи.

Лауриц Регнер Туксен, «Мунши Абдул Карим», написанный для королевы Виктории, 1887
Лауриц Регнер Туксен, «Мунши Абдул Карим», написанный для королевы Виктории, 1887

Что ж, демонстрация более чем удалась. Уроженец Индии по имени Абдул Карим совершенно очаровал королеву. За что и был подвергнут интенсивному обучению английскому языку, одарен должностью «секретаря по индийским делам» и премирован земельным наделом в родной Индии. Дело почти дошло до рыцарского титула, но воспротивилось английское дворянство, и без того заметно нервничавшее из-за влияния Абдул Карима на королеву Викторию. Ибо последний сделался её доверенным советником по широчайшему кругу вопросов и просто самым близким Её Величеству человеком.

Кстати: вскоре после «воцарения» в роли фаворита Абдул Карим перевёз в Лондон своих жену и тёщу, разместив в частном коттедже. Закутанные с головы до ног и носившие множество золотых украшений женщины стали чем-то вроде придворной достопримечательности.

Мануэль Годой (1767-1851)

Франсиско Фолч де Кардона, «Мануэль Годой, молодая Гвардия корпуса», 1788
Франсиско Фолч де Кардона, «Мануэль Годой, молодая Гвардия корпуса», 1788

Современники утверждали, что юный мелкопоместный дворянин по имени Мануэль Годой отличался крайним хитроумием, циничностью, а главное — огромным обаянием, позволявшим ему пользоваться неизменным успехом у дам. Решив (вслед за братом) строить военную карьеру, наш герой поступает на службу в королевский полк. Вскоре на него обратила благосклонный взор красавица Мария Луиза. Чем и воспользовался сеньор Годой, виртуозно втеревшись в доверие к мужу своей любовницы, по совместительству — будущему королю Испании. Со временем Мануэль полностью подчинил себе волю Карла, а когда последний взошёл на престол и стал именоваться Карлом IV-м — и вовсе принялся править Испанией вместо него.

Франсиско Гойя,«Генерал Годой»,1801
Франсиско Гойя,«Генерал Годой»,1801

Последствия были ужасны. Не пропускавший мимо своей опочивальни буквально ни одной девушки (даже фрейлин из свиты своей возлюбленной — королевы), Годой превратил столичный двор в помесь борделя и театра, растранжиривать немалый бюджет на нескончаемые развлечения. Развалил армию, разорил казну, обратил некогда процветающее королевство в беднейшую страну региона. В довершение — проиграл войну французам и вдрызг рассорился с англичанами, уничтожив торговлю и приведя в расстройство даже сельское хозяйство благодатного Пиренейского полуострова. Словом — сделал всё, чтобы стать одной из самых ненавистных фигур в испанской истории. При этом какое-то совершено демоническое обаяние Годоя постоянно «держало» подле него множество прекрасных дам, совершено искренне влюблённых в этого обаятельного мерзавца. А самое удивительное заключается в том, что бессовестнейший интриган, предавший за свою жизнь всех и вся, кого только смог, мирно закончил свой жизненный путь в милом французском поместье, попросту отойдя от дел и «сдав» Испанию Наполеону.

Антон Рафаэль Менгс, «Мария Луиза Пармская», 1765, холст, масло
Антон Рафаэль Менгс, «Мария Луиза Пармская», 1765, холст, масло

Адольф Фредрик Мунк, граф (1749-1831)

Йонас Форслунд, «Портрет Адольфа Фредрика Мунка», Национальная галерея, Стокгольм
Йонас Форслунд, «Портрет Адольфа Фредрика Мунка», Национальная галерея, Стокгольм

Адольф Фредрик Мунк, бедный дворянин из глухой финской провинции, сделал блестящую и стремительную карьеру при дворе короля Густава III. Начав свою карьеру обычным пажем в 1765 году, в 1778-м наш герой получил баронский титул и должность первого шталмейстера. Густав III благоволил Адольфу Мунку. А со временем тот стал ближайшим другом короля, советчиком и опорой в делах государственных и личных.

Карл Густаф Пило, «Портрет Софии Магдалены Датской»
Карл Густаф Пило, «Портрет Софии Магдалены Датской»

Вот о личных-то делах и пойдёт особый разговор. Дело в том, что Густав был в вечных неладах со своей очаровательной супругой. И герр Мунк задался целью помирить августейших особ, ибо королевству был нужен законный наследник. В конце концов его усилия увенчались успехом. Вот только историки до сих пор спорят — каким именно... Да, король и королева примирились. И — да, у них появился наследник. Проблема в том, что будущий король Швеции Густав IV Адольф был чрезвычайно похож на господина барона Мунка, о чём в своё время долго шепталось шведское дворянство...

Герой нашего рассказа прожил бурную, полную опасных интриг и приключений жизнь, но всё же вряд ли хоть одна из этих перипетий может сравниться с его несомненным вкладом в прообраз того странного союза, что сегодня назвали бы «шведской семьёй».

Григорий Александрович Потёмкин (1739-1791)

И.-Б. Лампи Старший, «Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического», около 1791, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
И.-Б. Лампи Старший, «Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического», около 1791, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Драма судьбы Григория Потёмкина коренилась в силе его личности. Он был одним из тех, кто непосредственно привёл к власти императрицу Екатерину, но власть над её сердцем завоевал отнюдь не сразу. А оказавшись в фаворе — не смог удержаться подле императрицы в роли любимого мужчины дольше двух лет. Уж слишком быстро Григорий Александрович Потёмкин превратился из простого фаворита в крупного и дальновидного государственного мужа, которому были откровенно тесны рамки прежней роли.

Грегорио Гульельми, «Апофеоз царствования Екатерины II», 1767, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Грегорио Гульельми, «Апофеоз царствования Екатерины II», 1767, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

И пусть амурные отношения великой Екатерины и ставшего не менее великим Потёмкина продлились недолго; их взаимное уважение и основанный на нём политический союз были настоящим залогом успешного развития государства Российского. Вплоть до самых последних дней жизни светлейшего князя.

  • Автор статьи Лёля Городная, канал Яндекс Дзен Живопись. При использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна.
  • 🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи! Сайт канала «Живопись»
  • сумму можно уменьшить, анонимно, с карты и кошелька комиссии нет, с телефона комиссия от 8%