Найти тему
Sexy Ballet

"Балетные мозги"

Существует стереотип, что артисты балета, мягко говоря, не могут похвастаться грандиозным интеллектом. Работают они в основном ногами, а голова нужна только для того, чтобы запоминать порядок. С детства заботятся о своей физической форме, а мозги развивают по остаточному принципу.

Если что, редакция канала вовсе не разделяет эту точку зрения. Стереотипы вообще вредны и многим портят жизнь, как, например, в изрядной степени попопртили ее замечательной балерине Лидии Лопуховой.

Лопухова родилась и училась в Петербурге и еще в императорском училище обещала стать звездой. В 1910 году талантливую выпускницу приметил Дягилев и пригласил в свою антрепризу, и Лопухова навсегда покинула Россию. Она уходила от Дягилева и возвращалась к нему, несколько лет проработала в США и, хотя не достигла такого культового статуса, как Анна Павлова, не могла пожаловаться, что обделена карьерными возможностями и любовью зрителей.

В 1921 году Дягилев осуществил в Лондоне грандиозную и дорогостоящую постановку "Спящей красавицы". Лопухова танцевала в ней Фею Сирени и обзавелась новым поклонником. Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс приходил на каждый спектакль и сидел в первых рядах. В конце концов экономическому светилу удалось попасть за кулисы и познакомиться с балериной. В 1925 году Лидия Лопухова стала его женой.

Как видите, с момента знакомства прошло 4 года, т.е. это не была внезапная вспышка страсти, которая в самом деле может затмить разум человека и заставить его связать жизнь с кем-то, кто совершенно ему не подходит, а потом жалеть об этом. У Кейнса до знакомства с Лопуховой вообще были другие интересы, если вы понимаете, о чем мы. Его восхищение поначалу было исключительно эстетическим и... ну да, интеллектуальным. Он посылал ей свои научные статьи. Они обсуждали серьезные вопросы. И постепенно пришли к тому, что должны быть вместе.

Лидия Лопухова и Джон Мейнард Кейнс
Лидия Лопухова и Джон Мейнард Кейнс

Брак Кейнса шокировал его окружение. У балерин в ту эпоху вообще была неоднозначная репутация. С ними можно было хорошо провести время, но жениться на них - совершенно необязательно. Однако писателей, художников и интеллектуалов из группы Блумсбери, к которой принадлежал Кейнс, возмущало не попрание приличий (это они и сами активно практиковали), а то, что такой выдающийся разум связался с "говорящим попугайчиком", как окрестила Лидию Лопухову писательница и один из столпов группы Блумсбери Вирджиния Вулф. Почему-то эти люди, такие умные и лишенные предрассудков, не могли разглядеть, что Лопухова - действительно достойная спутница для своего великого мужа.

Интеллектуалы из группы Блумсбери. Джон Мейнард Кейнс и его супруга по центру. Картина Ванессы Белл
Интеллектуалы из группы Блумсбери. Джон Мейнард Кейнс и его супруга по центру. Картина Ванессы Белл

"Они вели себя с ней чудовищно, - вспоминал Фредерик Аштон, друживший с Лопуховой. - Я думаю, они отвергали ее, потому что своим появлением она их всех задвинула". Сестра Вирджинии Вулф, художница Ванесса Белл рисовала злые карикатуры на Лопухову. К сожалению или к счастью, нам не удалось найти ни одной из них.

Впоследствии некоторые представители группы Блумсбери пожалели о том, что так третировали Лопухову. "Мы ее ужасно недооценивали", - признал писатель Эдвард Морган Форстер. А другой писатель, Герберт Уэллс, сказал о ней так: "Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было".

Хотя организованная травля со стороны друзей мужа доставила немало огорчений Лопуховой, да и самому Кейнсу, они все равно были счастливы в браке. Когда Кейнс с возрастом начал болеть, жена преданно ухаживала за ним. Она пережила его почти на 40 лет.