Найти тему

"Кому нужны чужие старики! Их там гробят!" Почему мифы о домах престарелых так популярны

"Хотели поселить бабушку в дом престарелых, а деньги на уход брать со сдачи ее квартиры. Но она ни в какую не хочет. Говорит, что ее там колоть будут не бог весть чем и относиться плохо т.к. все равно скоро преставится"

"Дед ухаживал за бабушкой, родители тоже постоянно навещали и делали все необходимое. На счет дома престарелых вроде речи не шло, кому там эти лежачие больные нужны?"

"Это страшно оказаться среди чужих равнодушных людей будучи совершенно беспомощным".

"Отдадите бабушку, чтобы ее там голодом морили? У них там конвейер"

Это - комментарии к различным постам людей, которые хотят определить своих тяжелобольных родственников в дом престарелых. Миф о том, что пожилых людей в учреждении обижают, необычайно распространен. Это как детская страшилка - хуже только "психушка".

Откуда этот миф взялся и почему это все же - именно миф, а не правда? Давайте разбираться.

Во-первых, сразу признаем, что дома престарелых бывают разные. Как и больницы, как и школы, детские сады и поликлиники. Есть хорошие, есть плохие. Но мы видим преимущественно отрицательное отношение к любым социальным учреждениям для пожилых вне зависимости, хорошее оно или нет.

Резко отрицательное отношение к социальным учреждениям это советское "наследство", именно в СССР создавалась система ПНИ и государственных домов престарелых. Есть разделение: в государственный дом престарелых принимают людей без психических заболеваний. Например, людей с инвалидностью, не затрагивающей умственную деятельность. Или просто одиноких людей, которым уже тяжело обслуживать себя самостоятельно.

Но давайте посмотрим, кого чаще всего родственники хотят "сдать" в учреждение? Психически сохранных пожилых людей среди них меньшинство. Чаще всего речь именно о людях с деменцией, болезнью Альцгеймера, последствиями инсульта. Редко - людей с другими тяжелыми психическими расстройствами и болезнями. Как правило, таких пациентов невозможно оставить дома без присмотра даже ненадолго. И перед тем, как решиться на такой шаг, родственники несколько лет ухаживают за близким сами.

Если речь идет о государственном учреждении, то для человека с деменцией это не дом престарелых, а именно психо-неврологический интернат. ПНИ - это почти всегда - огромные здания на 500-600 человек. Это закрытое учреждение со своими жесткими правилами, законами, регламентом, на которые родственники не могут влиять.

Там живут вместе выпускники детских домов инвалидов, недееспособные взрослые, у которых умерли родители. И сама система изначально неправильная и бесчеловечная - об этом говорят сейчас и общественники, и некоторые (пока немногие) политики. Предлагают отказываться от строительства "гетто", которые представляют из себя гибрид больницы и тюрьмы (ограда ПНИ действительно увенчана колючей проволокой, как в колонии). В "гетто" может твориться что угодно и зачастую там происходят ужасные вещи, имеет место и унижение проживающих, и нарушение прав человека. Есть исключения, но речь о тенденции.

Отношение к таким учреждением переносится и на частные пансионаты, хотя они не имеют ничего общего с "гетто". Это, как правило, загородные небольшие коттеджи с домашней обстановкой, в них живут 20-30 человек, среда там приспособлена под нужды пожилых людей, в одной комнате живут по двое-трое, но не по 10 человек. И почти везде есть варианты одноместного размещения. Пансионат на связи с родственниками, ведутся чаты, в которые ежедневно поступает фотоотчет о том, как проводят время пожилые люди.

К частных пансионатах нет часов посещения, некоторые ограничения появились с началом пандемии, но вопрос посещений всегда можно обсудить с руководством пансионата, которое распределит гостей так, чтобы родственники подопечных не собирались в большом количестве одновременно.

Миф "кому они нужны", "их там закалывают", "их там гробят" - как минимум нелогичен, если речь идет о бизнесе, а не о мошенниках. Владелец бизнеса заинтересован в том, чтобы постояльцы его пансионата жили долго и чтобы состояние их здоровья не ухудшалось. Если люди будут, согласно мнению из комментариев, часто умирать, это создаст, во-первых, дурную славу самому пансионату, во-вторых, оставит без клиентов, а значит, и без дохода.

"Закалывать" также не имеет смысла, потому что реакции на психотропные вещества может быть очень тяжелой, и это точно заметят родственники. В хорошем частном пансионате с медицинской лицензией подопечным лишь выдают те лекарства, которые прописывает приходящий врач (это может быть врач, которого пригласят родственники, это может быть прописанная схема лечения врачом из районной поликлиники). Условно: если человек должен принимать лекарство для поддержания работы сердца, сиделка следит, чтобы он принимал их по прописанной врачом схеме. Если это рецептурные препараты, прописанные психиатром, - будет давать их.

Бояться абсолютно всех лекарств, выписанных психиатром, не нужно: деменция - это болезнь и она часто вызывает у больного агрессию, беспокойное поведение, бессонницу. Грамотно подобранные препараты помогаю облегчить состояние пациента, наладить сон и режим дня, сделать его более спокойным. Отказываться от любой терапии в такой ситуации только потому, что вы боитесь самого слова "психиатр" (причем когда расстройство психики у пациента налицо) - то же самое, что и не давать антибиотик ребенку при гнойной ангине или лекарство от кишечной инфекции при отравлении. Некупированное состояние при психическом расстройстве может привести к тяжелым последствиям и для здоровья самого больного, и окружающих.

Пожилой человек даже при деменции может ответить на вопрос о том, обижают его или нет. Он способен ответить на вопрос, нравится ли ему в пансионате или нет. А если не может, сам внешний вид человека говорит о качестве ухода. Подстрижены ли у него ногти? Читая ли голова? Свежая ли одежда? Не голоден ли он? Как он пахнет?

Истощенные морально родственники - даже очень любящие - с гораздо большей вероятностью накричат на пожилого близкого за неадекватное поведение, будут срываться на него, чем сиделка в пансионате. Потому что она - на работе, у нее есть свободное время, выходные, у нее есть коллеги и подмена. Любая жалоба может повлечь для нее большие неприятности. В хорошем пансионате менеджеры контролируют качество предоставляемых услуг, находятся на связи с родственниками. Проще уволить грубую сиделку и взять новую, чем лишиться клиента и получить отрицательные отзывы клиентов или разбирательства.

Важно сказать, что печальные и возмутительные случаи иногда действительно происходят и в частных пансионатах, но речь о крайне бюджетном сегменте. Если стоимость дня проживания в пансионате в Подмосковье меньше 1000-1100 рублей - это повод задуматься о качестве услуг. Если в пансионате много постояльцев и всего одна-две сиделки, если среда не приспособлена под нужды людей с инвалидностью, если у пансионата просто нет ресурса, чтобы платить специалистам достойную зарплату, качество услуг будет страдать. А значит, качество жизни подопечных.

Поэтому при выборе пансионата важно ориентироваться на сегмент среднего ценового уровня. В Подмосковье он начинается от 35-40 тысяч в месяц за проживание мобильного (не лежачего) постояльца. Если у семьи нет возможности заплатить такие деньги, лучше взять сиделку на несколько дней в неделю, чтобы разгрузить ухаживающих родственников. Также можно попробовать бесплатно определить близкого в частный пансионат, входящий в перечень поставщиков социальных услуг, через отделение соцзащиты (таких пансионатов немного, государство доплачивает учреждению субсидии за проживание пожилых людей). В таком случае, нужно будет пройти полную медкомиссию и ждать места в очереди.

Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61