Найти тему
Военная история в наградах

Танки против ДЗОТов: 3 дня безуспешных боев

Сразу хочу предупредить уважаемых читателей: танки были советские, ДЗОТы - немецкие. Время действия - март 1942 года, место действия - Белогородская область, село Мелихово и его окрестности.

В предыдущих публикациях:

- первой;

- второй;

- третьей;

мы уже рассказывали о некоторых перепитях боев, в которых принимал участие 8 танковый батальон в начале 1942 года.

В этой заметке мы опишем ход и результаты боёв 8 танкового батальона против 7-ми немецких ДЗОТов, построенных на северной окраине села Мелихово.

28 февраля батальоном были приняты 4 танка КВ-1 вместе с их экипажами от 10-й танковой бригады. Но 2 из 4 танков КВ-1 находились в армейском ремонте, так что фактически батальон получил в тот день на пополнение только 2 танка КВ-1. По состоянию на 1 марта 8 танковый батальон имел по списку 21 танк (4 КВ-1, 2 Т-34, 1 Т-40, 7 Т-26, 5 БТ, 2 Т-38), но из них половина танков (1 КВ-1, 2 Т-34, 3 Т-26, 4 БТ) требовала капитального ремонта. Уже в начале марта батальоном были приняты еще 5 танков (1 Т-34, 1 Т-26, 3 БТ), которые раньше тоже входили в состав 10 танковой бригады.

Утром 4 марта 1942 г. штаб 21-й армии приказал перейти с утра 7 марта в наступление левофланговых частей армии – 76-й стрелковой дивизии и 21-й мотострелковой бригады. 21-я мотострелковая бригада (МСБр) получила на усиление 8-й танковый батальон, лыжный батальон и 1-й дивизион 5-го гвардейского артиллерийского полка, должна была нанести удар по направлению: Мелихово – Дальняя Игуменка – Шишино – Беломестная – и перехватить шоссе Обоянь – Белгород, что являлась конечной целью наступления 21-й армии.

В ночь на 6 марта 8 танковый батальон в составе 11 танков (2 КВ-1, 1 Т-34, 1 Т-40, 2 Т-26, 3 БТ, 2 Т-38) расположился невдалеке от штаба 21-й МСБр. По состоянию на 5 марта 21-я МСБр насчитывала 2921 человек личного состава, в т.ч. 1356 активных штыков.

Сформированная 2 месяца назад, 21-я мотострелковая бригада приняла боевое крещение как раз под Мелихово 13 февраля и до конца февраля вела бои за это село, но так и не смогла его взять. К началу марта она главными силами оборонялась на обширном 22-километровом участке, который начинался от южной окраины Мелихово. Противостоял ей в Мелихово 202-й пехотный полк 75-й пехотной дивизии.

21-я МСБр сформировала из числа своего мотоциклетного и армейского лыжного батальонов сводный отряд под командованием подполковника Мустафаева, усилив его 4 бронемашинами разведроты, 2 82-мм минометами и саперным взводом. При поддержке 8 танкового батальона отряд должен был нанести главный удар на северную и северо-западную окраины Мелихово. Навстречу ему юго-западную окраину Мелихово должен был атаковать 2-й мотострелковый полк, не имевший никакого усиления танками и бронемашинами. Конкретно 8 танковый батальон должен был атаковать северо-западную окраину Мелихово, уничтожить ДЗОТы на северной окраине Мелихово, подавить огневые точки в центре села и совместно с пехотой овладеть Мелихово. 6 марта командиром 8 танкового батальона была проведена рекогносцировка местности с командирами рот, танков и их механиками-водителями.

К 8.00 7 марта сводный отряд Мустафаева вместе с танковым батальоном сосредоточился на исходных позициях в Шляховом, откуда перешел в наступление. 8-й танковый батальон атаковал в составе 7 танков: 2 КВ-1, 1 Т-34, 2 Т-26, 2 БТ-7.

Первоначально отряд Мустафаева выдвинулся из Шляхового на запад, чтобы атаковать Мелихово не с севера, а с северо-запада. В 1-м эшелоне действовал мотоциклетный батальон, который, по подсчетам немцев, сопровождали 4 танка. В 8.45 последовал удар советской авиации на Мелихово, в 9.05 штаб 75-й пехотной дивизии вермахта отчитался о начале атаки непосредственно на само Мелихово, а также о замеченном южнее Мелихово выдвижении 2-го мотострелкового полка.

Сразу после начала советского наступления немцы вызвали свою авиацию, и к 10.30 последовал удар пикирующих бомбардировщиков по боевым порядкам отряда Мустафаева и сопровождающим его танкам. Медленно продвигаясь вперед из-за сугробов, к 10.45 отряд Мустафаева достиг юго-восточной опушки рощи перед северо-западной окраиной Мелихово, где мотоциклетный батальон залег под сильным огнем артиллерии и минометов, а также пулеметным огнем из ДЗОТов. Ранее не бывавший в боях лыжный батальон, впервые попав под огонь, разбежался, показав свою полную небоеспособность.

В это время танки, участвующие в атаке, выдвинулись на 100-150 метров впереди пехоты и стали вести огонь по ДЗОТам, которые располагались перед северной окраиной Мелихово. В общей сложности здесь цепочкой вытянулось 6 ДЗОТов, а 1 ДЗОТ располагался непосредственно на северо-западной окраине села.

Продвижение танков крайне замедлял глубокий снежный покров, моторы танков перегревались. Первыми вышли из строя танки КВ-1 – машины старшего лейтенанта Владимира Цыси и лейтенанта Николая Петракова. У одного из них начал барахлить мотор, после чего экипаж отвел танк обратно в Шляховое. 2-й танк КВ-1, израсходовав все масло, отошел на опушку небольшой рощи.

Один танк БТ-7 был подбит огнем противника, командир танка сержант Савел Купрадзе был ранен, после чего экипаж отвел танк обратно в Шляховое. 3 оставшихся танка – Т-26 старшего сержанта Ивана Андреева и младшего сержанта Ивана Сачкова, БТ-7 старшего сержанта Василия Ладика, – по свидетельству штаба 21-й МСБр, смогли дойти до северной окраины Мелихово, но завязали в сугробах и, израсходовав все масло, также отошли в Шляховое. После этого на поле боя вместе с мотоциклистами остался только танк Т-34 ротного старшего лейтенанта Ивана Максименко.

По данным штаба 8 танкового батальона, танк Максименко все же ворвался на улицы Мелихово, где уничтожил несколько пулеметных точек, однако с немецкой стороны прорыв танка в Мелихово не подтвержден. К 11.45 этот танк был подбит немецкой артиллерией в нескольких десятках метрах от немецких ДЗОТов к северу от Мелихово: снарядом сбита гусеница.

Экипаж подбитого танка продолжал отстреливаться от противника, не подпуская немецкую пехоту к танку, однако он не имел связи с батальоном. Посланный из танка в батальон в качестве связного башенный стрелок сержант Анатолий Прищенко погиб от разорвавшегося снаряда. Тогда механик-водитель старший сержант Алексей Кондаков натянул свое нижнее белье поверх комбинезона и в этом импровизированном маскхалате смог благополучно добраться до батальона. Израсходовав все боеприпасы, оставил танк и Максименко. Всего в этом бою, по подсчетам штаба 8 танкового батальона, экипаж Максименко уничтожил до 2 взводов пехоты, 3 орудия, 2 крупнокалиберных пулемета, 1 ДЗОТ.

К 15.00 лыжный батальон удалось вновь собрать и привести в порядок, после чего он вышел на рубеж в 400 метрах восточнее рощи в 400 метрах позади мотоциклетного батальона. 2-й мотострелковый полк к этому же времени достиг южной окраины Мелихово. Тем временем стоявший в роще танк КВ-1, заправившись маслом, выдвинулся для уничтожения немецких ДЗОТов к северу от Мелихово, но из-за сломавшегося двигателя ДЗОТов так и не достиг и отошел обратно в Шляховое.

После 16.30 отряд Мустафаева по приказу командира 21-й МСБр вновь поднялся в атаку на ДЗОТы, был остановлен пулеметным огнем из ДЗОТов и с большими потерями откатился обратно в рощу к северо-западу от Мелихово, при этом лыжный батальон, как и утром, разбежался, за что командир батальона был отстранен от командования. После провала и этой атаки в 20.20 командир 21-й МСБр приказал мотоциклистам и лыжникам отойти на ночь в Шеино и Ольховатку, а танкам – в Шляховое. Всего в Шляховом на ночь расположилось 3 оставшихся исправными танка (2 Т-26, 1 БТ-7) 8 танкового батальона. Все остальные неисправные танки, скорее всего, были отведены на ремонт. Поздно вечером немцы подорвали подбитый танк Т-34 Максименко.

В 8.00 8 марта при поддержке 3 исправных танков (2 Т-26, 1 БТ-7) отряд Мустафаева вновь атаковал Мелихово. Как и накануне, продвижение наступавшего в 1-м эшелоне мотоциклетного батальона под огнем противника и в условиях глубокого снежного покрова проходило крайне медленно, вдобавок ко всему к 8.50 отряд Мустафаева был обстрелян собственной же артиллерией. В бой из 2-го эшелона был введен лыжный батальон, после чего к 10.00 отряд Мустафаева вышел в 150 метрах от ДЗОТов противника к северу от Мелихово. При попытке атаковать эти ДЗОТы 3 танка 8-го ОТБ застряли в снегу позади пехоты в 200-250 метрах от ДЗОТов и открыли по ним огонь с места. Противник в свою очередь вел по танкам огонь из 37-мм орудий ПТО, но так и не смог подбить ни один из танков. Израсходовав боеприпасы, танки отошли обратно в Шляховое.

Утром 8 марта в 8 танковый батальон прибыл из ремонта танк КВ-1 старшего лейтенанта Глеба Мордвинкина и в 12.35 также пошел в атаку на Мелихово. Согласно журналу боевых действий штаба 8 танкового баьтальона, танк Мордвинкина ворвался в село, где разбил до 10 хат с огневыми точками, а затем попытался эвакуировать танк Т-34 Максименко. К этому времени в результате подрыва немцами у танка Максименко оказались разбиты ходовая часть, двигатель, радиаторы, из-за чего вытянуть его с поля боя силами одного лишь танка КВ-1 оказалось невозможным. При попытках эвакуации танк КВ-1 Мордвинкина также был подбит, после чего покинул поля боя своим ходом.

После провала всех атак в ночь на 9 марта отряд Мустафаева, оставив 2 роты на северо-западной окраине Мелихово и в роще северо-западнее Мелихово, главными силами отошел в Шляховое. 8 танковый батальон, оставив 2 танка Т-26 в Шляховом, остальные танки отвел на ремонт.

В общей сложности в 2-дневных боях (7-8 марта) за Мелихово 8 танковый батальон, по советским данным, уничтожил до 3 взводов пехоты, 5 орудий (1 75-мм, 4 ПТО), 2 крупнокалиберных пулемета, 6 ДЗОТов, 6 домов с огневыми точками. При этом батальон потерял 2 человека личного состава (1 – убитым, 1 – раненым) и 3 танка: 1 Т-34 – сгорешим, 2 танка (1 КВ-1, 1 БТ-7) – подбитыми.

После неудачного 2-х дневного штурма Мелихово штаб 21-й армии переформировал отряд Мустафаева, выведя из его состава главные силы лыжного батальона, который показал слабую боеспособность. Теперь помимо мотоциклетного батальона в отряд входили 2-й батальон 38-го мотострелкового полка и стрелковая рота лыжного батальона, усиленные 4 бронемашинами разведроты, орудиями, минометами и саперами. Направление удара для отряда Мутсафаева не изменилось. После получения пополнения по состоянию на 10 марта 1942 г. 21-я МСБр насчитывала 3440 человек личного состава, в т.ч. 1501 активный штык.

8 танковый батальон после проведенного ремонта к исходу дня 10 марта имел 7 исправных танков: 1 КВ-1, 2 Т-26, 3 БТ, 1 Т-38. Наступление было назначено на 8.30 11 марта, однако из-за неготовности танкистов оно было перенесено. К 8.30 отряд Мустафаева занял исходные позиции в 200 метрах от ДЗОТов к северу от Мелихово. К 9.00 2-й батальон 38-го МСП с ротой лыжников занял исходные позиции в северо-восточной части Мелихово, а 2-й мотострелковый полк – в южной части села. Наступление началось в полдень. Всего в атаке участвовало 4 танка (1 КВ-1, 1 Т-26, 2 БТ-7) 8 танкового батальона из 7.

Впереди мотоциклетного батальона атаковал танк КВ-1 старшего лейтенанта Глеба Мордвинкина в составе экипажа: механик-водитель старший сержант Иван Коваленко, командир орудия старший лейтенант Иван Максименко (он пересел в этот танк из своего подбитого Т-34!), башенный стрелок сержант Яков Хандобкин, стрелок-радист сержант Игнат Мозьянов). Танки БТ-7 и Т-26, подъехав на близкое расстояние от ДЗОТов, поддерживали наступление пехоты и танка КВ-1 огнем с места.

В 12.45 танк Мордвинкина вышел к немецким ДЗОТам № 2 и №3 перед северной окраиной Мелихово и стал расстреливать огневые точки противника. Левее него 2-й батальон 38-го МСП занял несколько домов на северо-восточной окраине села. Пытаясь сдержать продвижение отряда Мустафаева, противник из Хохлово открыл артиллерийский и минометный огонь непосредственно в районе своих ДЗОТов.

К 13.25 отряд Мустафаева продвинулся вплотную к ДЗОТам № 3 и №4 и залег перед проволочным заграждением, вызвав саперов для резки проволоки. Посланные вперед танки БТ-7 и Т-26 не смогли проделать проходы через проволоку и были остановлены огнем орудий ПТО. Выброшенный вперед в Мелихово танк КВ-1 Мордвинкина к 14.20 уничтожил орудия ПТО и наблюдательные пункты противника в Мелихово, из-за чего артиллерия и минометы противника прекратили вести прицельный огонь, что позволило отряду Мустафаева захватить ДЗОТы № 3 и 4. 4-ро из 5-ти захваченных в ДЗОТах пленных были расстреляны на месте. 5-го пленного, который оказался артиллеристом-корректировщиком, доставили в штаб 21-й МСБр.

В 14.45, пытаясь раздавить ДЗОТ № 2, танк Мордвинкина заехал на него задним ходом и остановился, вслед за этим к ДЗОТу вышли остальные 3 танка 8 танкового батальона и открыли огонь по ДЗОТу № 5. Под прикрытием их огня к 15.00 отряд Мустафаева занял ДЗОТы № 2 и 5 у северной окраины Мелихово, однако дальнейшее продвижение танкистов вперед оказалось невозможным из-за минного поля. Были опять вызваны саперы.

К 16.00 отряд Мустафаева занял все ДЗОТы у северной окраины Мелихово и медленно продвигался дальше на северную часть Мелихово. 2-й батальон 38-го МСП в это время занял несколько домов внутри села. Продвинувшаяся далеко вперед 1-я мотоциклетная рота потеряла весь свой комсостав, после чего была отброшена назад противником, однако общее критическое положение немецкого гарнизона Мелихово это не исправило. Мелихово оказалось в кольце окружения. 202 пехотный полк вермахта с 16.00 для прорыва окружения выдвинул в контратаку 1 пехотную роту с 2 штурмовыми орудиями. Для отражения этой контратаки с советской стороны был введен в бой вновь прибывший взвод пехоты. В 18.30 контракатака была отражена огнем артиллерии и танков 8 танкового батальона. В этом бою, по всей видимости, КВ-1 старшего лейтенанта Глеба Мордвинкина подбил 1 StuG III, однако и сам был подбит (разбит каток).

Выход из строя танка Мордвинкина и понесенные мотоциклистами большие потери решили исход боя за Мелихово. Уже к 19.30, буквально через час после донесения успешном отражении немецкой контратаки, мотоциклетный батальон отошел из Мелихово к ДЗОТам у северной окраины, где и занял оборону. В отбитых у противника ДЗОТах расположилось всего 8 человек, главные силы мотоциклетного батальона заняли оборону буквально в чистом поле, из-за чего не смогли выдержать очередную контратаку немцев и к 20.45 (это в полной темноте!), сдав все захваченные ДЗОТы, отошли на исходные позиции. В 21.30 противник занял все ДЗОТы, а отошедший мотоциклетный батальон закрепился в 400 метрах к северу от них. 2-й батальон 38-го МСП и 2-й мотострелковый полк закрепились в северо-восточной и южной частях Мелихово.

Потери стрелковой бригады за день составили 90 человек личного состава.

Если даже StuG III и действительно был подбит танкистами 8 танкового батальона, надолго боеспособность он не потерял. С утра 12 марта действиями разведгрупп и наблюдением танкистов оба StuG III были обнаружены перед ДЗОТами севернее Мелихово. Под прикрытием штурмовых орудий противник восстановил ДЗОТы, а также окопался по обе стороны от ДЗОТов, вновь создав сплошной рубеж обороны севернее Мелихово.

Вечером 12 марта 2-й батальон 38-го МСП с ротой лыжников был выведен с восточной окраины Мелихово. В общей сложности в боях 7-12 марта за Мелихово 21-я мотострелковая бригада потеряла 275 человек личного состава.

Наградного листа за бои 7-12 марта 1942 года на старшего лейтенанта Глеба Мордвинкина нет... Но отважный танкист был награждён раньше за бои конца лета-начала осени 1941 года.

Вот фрагмент того наградного листа, в котором указано звание танкиста "курсант", должность - командир танка в 99 танковом полку 50 танковой дивизии.

-2

В тексте описываются 4 боевых эпизода конца августа-начала сентября 1942 года, в которых молодой танкист проявил мужество и умение. В 4-м бою он получил тяжелое ранение, но не покинул рполе боя.

Из текста наградного листа не понятно, танком какого типа командовал тогда курсант Мордвинкин. На вооружении 50 танковой дивизии тогда состояли Т-26 и Т-34...

Я полагаю, что курсант Мордвинкин все-таки командовал тогда Т-34. В первом боевом эпизоде его танк противостоял батареи ПТО и вышел победителем из этого боя, уничтожив батарею "огнем из пушки и гусеницами". Во втором эпизоде он уничтожил ПТО противника и отбуксировал в тыл с поля боя подбитый танк. На Т-26 выполнение обеих задач, полагаю, было бы очень затруднительно, если не невозможно...

Представление подготовлено на орден Красной Звезды. Приказом от 7 ноября 1941 года по Брянскому фронту он был награждён орденом Красного Знамени.

Что же касается "разбора полетов" относительно оказавшимися в итоге безуспешными 3-х дневных боев за 7 немецких ДЗОТов, то мои выводы следующие:

  • фактически только огонь и маневры КВ-1 были эффективными, от других танков, участвующих в тех атаках на ДЗОТы было мало пользы;
  • вызывает удивление высокая "обороноспособность" построенных противником ДЗОТов, когда даже неоднократные попадания 45-мм снарядов танковых пушек в амбразуры с расстояния 150-250 метров не приводили к выводу из строя их гарнизонов (то, что с 200 метров в неподвижную цель были неоднократные попадания из танковых пушек у меня сомнений нет);
  • высота снежного покрова (в марте!) в том районе была фактически основным фактором обороны противника;
  • разведка района боевых действий была поставлена плохо (минное поле и проволочные заграждения были обнаружены только в ходе боя), хотя на подготовку наступательной операции отводилось 3-е суток;
  • пехота опять подвела, вернее, командование стрелковой бригады не правильно оценило обстановку после захвата ДЗОТов и не смогли закрепиться на занятом рубеже;
  • немецкая противотанковая артиллерия довольно успешно противостояла советским танкам: легкие сжигала, а Т-34 и КВ-1 - подбивала;
  • "голоса" советской артиллерии совсем почти не было "слышно" кроме того, как она однажды в ходе боя ударила по своим войскам, хотя помимо штатных орудий наступающим был выделен на усиление артиллерийский дивизион.

А что думают уважаемые читатели по поводу прочитанного?

Фактографический материал, использованный в этой заметке и в предыдущих заметках, посвящённых 8 отдельному танковому батальону, был взят из этой публикации.

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Поздравляю всех читателей с праздником Великой Победы!

Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.