Найти в Дзене
Coracero

Бой у Босфорского пролива. 10-е мая 1915-го года. Часть 2. Возвращение дредноута.

Оглавление

Два противостоящих на Чёрном море флота двух империй - Российской и Османской - на первый взгляд, не сильно отличались друг от друга.

Те же эскадренные броненосцы, те же бронепалубные крейсера. Но, как обычно, были нюансы. Турецкие броненосцы, а их в составе османского флота (в августе 1914-го) два, заложены были в 1890-1891-м годах в Германии, в 1905-м модернизированы, с 1910-го находились в составе турецкого флота. Однако, пришедший на Чёрное море с современным линейным крейсером-дредноутом Гебеном, контр-адмирал, с 1915-го года вице-адмирал Вильгельм Сушон или Сушон-паша, возглавив турецкий флот, отправил оба броненосца* служить, по сути, плавучими батареями в районе Дарданелльского пролива, при этом с них ещё и сняли часть артиллерии вспомогательного калибра. Если интересоваться только ходом боевых действий на Чёрном море в Первую Мировую, то можно вообще не узнать о существовании турецких броненосцев.

  • Тургут Рейес и Хайреддин Барбаросса - близкие по формальным параметрам к русским броненосцам:
  • по 10,5 тыс тонн водоизмещения, четыре 280-мм орудия главного калибра в двухорудийных башнях на носу и корме и ещё одна центральная башня с двумя 280-мм орудиями (с более коротким стволом), толстый бронепояс - до 400-мм, 16,5 узлов проектной скорости
  • вспомогательная артиллерия - 105-мм и 88-мм орудия, среднего калибра не несли

Русские броненосцы схожих проектов, с двумя башнями ГК, но с сильной артиллерией среднего калибра, Ростислав и Три Святителя, были в составе 2-й бригады броненосцев, пусть и собранной принципу ходит-стреляет-годен, и активно действовали в 1914-м и первой половине 1915-го года как корабли линии.

И это было то самое отличие, что превращало грозные, на бумаге миллиметры, узлы и тонны, в маленькую сноску "были-служили" - активная служба и активная учёба, а точнее их отсутствие. Снять ржавчину с затворов орудий, и это не шутка, было недостаточно, чтобы превратить груду металла в корабль линии.

Больных А. "Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок"
Больных А. "Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок"
  • Пейк и Берк, хотя и обозначаются как крейсеры, и входят в состав эскадры крейсеров, на деле, минные крейсеры - класс кораблей существовавший относительно недолго - большие миноносцы с артиллерийским вооружением, по скорости, водоизмещению и вооружению такие "крейсеры" уступали новым русским эсминцам
  • Мидилли - это Бреслау, германский лёгкий крейсер пришедший с Гебеном на Чёрное море
  • ББ - это сокращённое броненосец (и не спрашивайте, где второе "Б" в слове броненосец)

Высокая стратегия.

Как это ни парадоксально, но на Чёрном море, по итогам 1914-го года, оба самых-самых главных адмирала, и Сушон-паша, и Эбергард*

  • однако, ещё нужно угадать, вне контекста, кто из них немец

могли поставить себе "галочку", напротив пункта - "успешно действовал против превосходящего противника в сложной обстановке".

Проблемой для Сушон-паши были малочисленные и устаревшие турецкие миноносцы и крейсеры, дополненные всего одним современным лёгким крейсером - Бреслау. Этими силами должны были выполняться все крейсерские операции, и эти силы уступали Черноморскому флоту во всём, начиная от размеров и вооружения бронепалубных крейсеров, заканчивая выучкой экипажей. Проблему Сушон-паша решал, разумеется, Гебеном, который сопровождал все крупные конвои, "снимал с хвоста" турецких крейсеров их русских коллег, после набегов-обстрелов российского побережья, и выходил из порта при любом подозрении на присутствие крупных сил русских. Причём, даже будучи на ремонте не переставал этого делать.

  • водоизмещение бронепалубных крейсеров Память Меркурия и однотипного с ним Кагула, после модернизации в 1905-м и 1907-м годах, более 7 тысяч тонн, скорость 24 узла, основное вооружение: 16 орудий - 150-мм пушки у Памяти Меркурия и новые 130-мм у Кагула
  • у турецких бронепалубных Хамидие и Меджидие, разных типов, но схожих по характеристикам, по 3800 с небольшим тонн водоизмещения, по 2 орудия 150-мм и 8 орудий 120-мм у каждого, скорость - 22 узла

Для Эбергарда всё обстояло с точностью до наоборот. Его проблемой были корабли линии. Чтобы противостоять в бою одному Гебену, требовалось привести все имеющиеся в строю броненосцы и, желательно, иметь крейсеры для дозорной службы. И вот так, каждый раз. Для минных постановок тихоходами-минзагами или обстрелов побережья тихоходами-броненосцами, шёл почти весь Черноморский флот, причём стреляли по берегу один-два корабля, а остальные сторожили их от Гебена.

Так рождается ещё один локальный парадокс 1914-1915-го года на Чёрном море, когда вроде ничего не происходит, но все чем-то заняты.

У Босфора.

К маю 1915-го года, когда ремонт Гебена был, наконец, завершён*,

турецкий флот сильно поредел. На русских минах был тяжело повреждён минный "я-ж-крейсер" Берк и потоплен бронепалубный крейсер Меджидие. Английская подлодка, пройдя через заграждения Дарданелл, потопила совсем уж древнее зло - монитор Мессудие - 1871-го года постройки. Пострадал и торговый тоннаж, постоянные налёты на побережье, с обстрелами портов, и атаки на одиночные пароходы и парусники, каждое по отдельности, не были чем-то значимым, но, статистически, турки лишились трети всех морских "коммерсантов", считая мобилизованные для военных перевозок пароходы.

фото - Виноградов С.Е. "Линейный корабль Императрица Мария". На фото - минный крейсер Берк-и Сатвет на фоне линейного крейсера Гебен.
фото - Виноградов С.Е. "Линейный корабль Императрица Мария". На фото - минный крейсер Берк-и Сатвет на фоне линейного крейсера Гебен.

В марте 1915-го года делегация в составе всех кораблей линии Черноморского флота посетила Босфор и обстреляла береговые укрепления. Как обычно, обстрел вела 2-я бригада, из устаревших броненосцев (Ростислав и Три Святителя), а самые боевитые корабли 1-й бригады (Евстафий, Иоанн Златоуст и Пантелеймон-бывший-Потёмкин) сторожили их на глубокой воде.

  • с начала 1915-го года, в отношении Гебена, действовала директива "не лезь оно тебя сожрёт", и в район Босфора, где германский линейный крейсер мог быстро уйти в закрытую гавань, а русским кораблям требовалось до своих портов идти почти сутки, лучше было не соваться

В это время, точнее, с конца февраля, со стороны Средиземного моря, начали активно действовать англичане и французы, собиравшиеся провести высадку войск и захватить пролив, и потому требовалось показать политическую волю, дружественные намерения и всякое такое. В принципе, при всех расхождениях в оценках результатов обстрелов, именно этим всё и ограничилось. Впрочем, зная, чего за месяц обстрелов Дарданелльских укреплений добились англичане, можно сказать, что Эбергард успешно сэкономил снаряды.

Однако, пока делегация стояла у Босфора (28-29-го марта 1915-го), крейсеры и эсминцы, пользуясь случаем, опять обстреляли порты Угольного района (29-30-го марта).

Сегодня известно, что Гебен поиграть так и не вышел*, но самолёт с гидроавиатранспорта Николай I утром 29-го марта заметил в проливе многочисленные дымы, делегация свернулась и неторопливо пошла домой.

  • как и на обстрелы Дарданелл англо-французскими силами

Турецкие укрепления и сооружения, с этого момента, также стали целями регулярных обстрелов.

фото - Википедия. Пароход Николай I, до переделки в гидроавиатранспорт. Самолёты с Николая I должны были разведывать цели, докладывать о результатах обстрела и следить за кораблями в проливе.
фото - Википедия. Пароход Николай I, до переделки в гидроавиатранспорт. Самолёты с Николая I должны были разведывать цели, докладывать о результатах обстрела и следить за кораблями в проливе.

Возвращение дредноута!

  • 1-е мая - это праздник мира, труда и просто первый день последнего месяца весны. С чем я, с опозданием, и поздравляю читателей своего канала. И ещё - годовщина окончания ремонта Гебена

С заделанными пробоинами и частично перебранными машинами, посвежевший и похорошевший дредноут был готов выйти в море на поиски врага и дать ему бой.

Впрочем, на недостаток энтузиазма в охоте на русские корабли Сушон-паша никогда не жаловался, проблемы начинались в тот момент, когда он-таки их находил.

Очередной поход Черноморского флота для обстрелов Босфора 2-3-го мая Гебен, всё же, пропустил. Выход из пролива, после русских, требовалось ещё протралить, печальный опыт у Сушон-паши уже был. Так что выход намечен был только на 6-е мая. 7-го мая Гебен уже рыскал в районе Одессы, а к ночи был у берегов Крыма, но помня о судьбе Меджидие, который нашёл свою мину у русских берегов, для обстрелов корабли к суше не приближались.

Так никого не встретив и ничего не сделав, оба неразлучных корабля Сушон-паши (Гебен и Бреслау) и последний турецкий бронепалубник (Хамидие) вернулись в Босфор.

Можно сказать, вернулись вовремя. Потому что 7-го же мая из Севастополя вышли броненосцы Черноморского флота. С Гебеном они разминулись. По давней черноморской традиции, ночью было темно.

Целью похода русских были Угольный район и турецкие укрепления в Босфоре. 9-го мая корабли вышли к турецкому побережью и начали обстрел портов Угольного района, заодно пуская на дно все встреченные парусники и пароходы (27 парусников и 3 парохода).

яндекс-карты
яндекс-карты

Новости об обстрелах дошли до Стамбула утром 9-го мая, днём Гебен уже развёл пары и вышел из Босфора, рассчитывая к вечеру быть в окрестностях Эрегли - одного из портов Угольного района. По пути выяснилось, что русские завершили обстрелы и охоту на транспорты и ушли. Куда-то.

фото - "ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ" составитель - С. Соболев На фото - броненосцы Черноморского флота, первый в строю - Евстафий.
фото - "ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ" составитель - С. Соболев На фото - броненосцы Черноморского флота, первый в строю - Евстафий.

Как обычно, ночью было темно.

Поэтому утром 10-го мая выяснилось, что русские от Угольного района, мимо Гебена, прошли в сторону Босфора.

Для обстрела, броненосцы разделились. В группу обстрела вошли броненосцы Пантелеймон и Три Святителя. На "глубокой воде" остались, сторожить их от Гебена, броненосцы Евстафий, Иоанн Златоуст и Ростислав.

Вот только Гебен из-за своих ночных приключений появился не со стороны пролива.

Линейный крейсер шёл с севера, поэтично выражаясь, кувалдой опускался на русские корабли в районе пролива.

яндекс-дзен
яндекс-дзен

Стоило только дозорному бронепалубному крейсеру Память Меркурия заметить Гебен и отвернуть в сторону своих броненосцев, вслед ему ушёл сигнал семафором - G B - Goeben.

Уж на этот-то раз в бой линейный крейсер шёл при хорошей видимости, недалеко от своей базы, противник встречал его не в единой линии, а в двух далеко разошедшихся отрядах. Всё должно было получиться, ведь правда?

В 7.05 утра 10-го мая, получив сообщение о появлении Гебена, русские броненосцы пошли на соединение друг с другом.

В 7.15 Гебен увидел дымы кораблей Черноморского флота и пошёл на сближение с ними.

Пантелеймону и Трём Святителям, чтобы пойти на соединение со своими, пришлось, сначала, маневрировать разворачиваясь в узком коридоре, который очистили перед ними тральщики.

Ждать соединения, в итоге, адмирал Эбергард, шедший на головном Евстафии, не стал.

Около 7.30-7.35 три броненосца "сторожевой" группы повернули на северо-запад и снизили ход до всего 5 узлов, позволяя отстающим себя догонять.

 схема - G.Staff "German Battlecruisers of World War One: Their Design, Construction and Operations". В статье о бое у мыса Сарыч я схему не приводил, здесь привожу, но имейте ввиду, что подобные схемы составляются гораздо позже самих событий, на основе свидетельств и прокладок курсов. Так что это не первичный документ, а просто наглядный материал.
схема - G.Staff "German Battlecruisers of World War One: Their Design, Construction and Operations". В статье о бое у мыса Сарыч я схему не приводил, здесь привожу, но имейте ввиду, что подобные схемы составляются гораздо позже самих событий, на основе свидетельств и прокладок курсов. Так что это не первичный документ, а просто наглядный материал.

Около 7.50 Гебен довернул, вставая на курс параллельный, с небольшим схождением, к броненосцам.

Стороны открыли огонь. Кто-то из стрелявших точно был первым, но кто именно - неизвестно.

Дистанция открытия огня - около 16-17 километров*, по тем временам считалась дальней.

  • дистанция между Гебеном и Евстафием сторонами определяется тоже по-разному, но нам-то особая точность не требуется

Гебен, за время перестрелки, с 7.50 до 8.12, выпустил 124 снаряда главного калибра. И не добился ни одного попадания, хотя на палубе Евстафия нашли осколки от близких разрывов его снарядов.

В это же время, Пантелеймон, форсируя машины, догонял отряд во главе с Евстафием. И тоже открыл огонь, со 100 кабельтов - 18,5 километров.

Возможно, что именно он добился первого попадания. По крайней мере, снаряд пришёл в палубу Гебена по весьма крутой траектории:

фото - G.Staff "German Battlecruisers of World War One: Their Design, Construction and Operations"
фото - G.Staff "German Battlecruisers of World War One: Their Design, Construction and Operations"

Ещё одно попадание выглядело не столь эффектно, поскольку было подводным. Третий снаряд разнёс ящик с противоторпедными сетями.

Всего корабли русской линии выпустили по Гебену: 169 двенадцатидюймовых (305-мм) снарядов и 36 восьмидюймовых (203-мм), попав трижды главным калибром.

В 8.05 Пантелеймон, наконец, догнал своих, но не вставал в строй. На Гебене обнаружили, что ведут бой с уже почти полностью сформированной линией.

И, несмотря на то, что отличники школы имперских штурмовиков на линейном крейсере считали свой огонь эффективным, только по Евстафию "попали" трижды, в 8.12 утра 10-го мая Гебен отвернул от противника.

Это был последний шанс немцев и турков переломить ход войны на Чёрном море в свою пользу. В июле в строй вступил уже принадлежащий Российской Империи дредноут - Императрица Мария. Его не поставили в линию с броненосцами. Вокруг дредноута была сформирована отдельная маневренная группа с бронепалубным крейсером Кагул и эсминцами.

фото - Виноградов С.Е. "Линейный корабль Императрица Мария". Императрица Екатерина II ведёт огонь во время преследования Гебена - 22-е декабря 1915-го года. Ранее (в статье) фото было ошибочно подписано как стрельба Императрицы Марии по Гебену, потому что немцы именно так опознали преследователя.
фото - Виноградов С.Е. "Линейный корабль Императрица Мария". Императрица Екатерина II ведёт огонь во время преследования Гебена - 22-е декабря 1915-го года. Ранее (в статье) фото было ошибочно подписано как стрельба Императрицы Марии по Гебену, потому что немцы именно так опознали преследователя.

Самым обидным для немцев моментом было то, что, по итогам двух боёв с Гебеном его возможности оценивали уже не виртуально, и, помимо Императрицы Марии, сформировали ещё одну маневренную группу из старых знакомых/противников линейного крейсера - броненосцев 1-й бригады Евстафия, Иоанна Златоуста, Пантелеймона и бронепалубника Память Меркурия.

другие статьи на канале:

  • Политика Третьего Рейха на оккупированных территориях СССР и коллаборационизм. 1941-й и наши заблуждения.
  • Май 1940-го и наши заблуждения. Танковые войска Красной Армии, французской армии и Panzerwaffe Вермахта.