Сразу нужно оговориться, что, хотя тон этой статьи и её продолжения будет лёгким, "первоапрельским", а сама история, местами, выглядит как театр абсурда, никаких ложных сведений и полемических заострений, специально, вноситься не будет. Жизнь уже сама постаралась.
Лично для меня эта история началась с нескольких строчек прочитанных ещё в рамках университетского курса. Немецкие крейсеры Гебен и Бреслау прошли через проливы на Чёрное море в августе-сентябре, "продались" туркам вместе с экипажами, обстреляли Севастополь в конце октября-ноябре 1914-го года, тогда же, эскадра броненосцев Черноморского флота вышла в море по своим делам и столкнулась с крейсерами нос к носу, но немцы сумели уйти и крейсерствовали на Чёрном море до конца войны. Я не обратил на это внимание, потому что всем известно, что у России три беды: дураки, дороги и флот.
Как говорится, прошли года, случайно, на каком-то справочном сайте о кораблях, я увидел Гебен.
Линейный крейсер-дредноут SMS* Goeben:
- Seiner Majestät Schiff - корабль [флота] его Величества
Из тех самых дредноутов, которые, "в одну каску", должны бить по четыре броненосца разом, почти вдвое большего по водоизмещению и бортовому залпу, чем любой из русских броненосцев, гораздо более быстроходного. Несмотря на класс линейного крейсера, он ещё и бронирован был лучше (бронепояс до 280-мм), чем броненосцы типа Евстафий* (бронепояс до 230-мм).
- последний тип ЭБР Русского Императорского флота, конкретно Евстафий зачислен в состав флота всего на год раньше Гебена - 1911-й и 1912-й годы, соответственно
- Россия отставала от ведущих кораблестроительных держав, примерно, на поколение кораблей линии
С такими вводными, встреча и последующее бегство Гебена от броненосной эскадры Черноморского флота (всего - пять ЭБР, три из которых построены в 19-м веке), а затем и игра в "догонялки" по всему Чёрному морю перестали быть обычными и понятными. Логика событий встала и вышла из помещения, а я заинтересовался подробностями.
Средиземноморская регата.
На Средиземном море линейный и лёгкий германские крейсеры оказались ещё в 1913-м году в апреле, посланы они были на помощь Турции, проигрывающей Балканскую войну, но та справилась без них, успешно проиграла Первую Балканскую войну и вступила во Вторую.
Корабли остались в регионе и активно показывали флаг своей Империи в самых разных местах. За год с небольшим активной службы в тёплых южных морях Гебен "убил" свои машины и оброс ракушками до такого состояния, что мог держать постоянный ход всего в 14 узлов (его проектная крейсерская скорость, максимальная - 25,5 узлов - 47 км/ч), так что летом 1914-го года, когда в Европе стало "горячо", пока ещё в политическом плане, Гебен сразу отправили на ремонт в военно-морскую базу Австро-Венгерской Империи - Пола, на побережье Адриатического моря, куда прибыли запчасти и инженеры из Германии.
В планах на случай войны, германскому соединению ставили задачу охотиться на французские транспорты, которые будут перевозить войска из колоний в метрополию. С такими планами Гебен 2-го августа 1914-го пришёл в итальянский порт Мессина, где контр-адмирал Сушон, командующий получившимся из двух кораблей соединением, узнал две вещи. Первая - итальянцы (члены Тройственного Союза) решили переобуться в полёте, став нейтралами, и скрутили ему кукиш, вместо угля и припасов, вторая - война началась, Россия и Австро-Венгрия уже воюют, а остальные обменялись ультиматумами, которые выполнять никто не будет.
По славной немецкой традиции, Сушон решил не ждать официального объявления войны со стороны Франции, и сразу наметил себе цели на средиземноморском побережье Алжира, на то время, французской колонии.
Этот опережающий шаг немцев стал прологом к первому эпизоду большой средиземноморской регаты, которую многие историки до сих пор называют "прорывом Гебена".
Из трёх британских линейных крейсеров на Средиземном море (отряда броненосных крейсеров - четыре штуки, и "так, по мелочи"), два (Индомитебл и Индефатигебл) получили приказ найти* и преследовать Гебен, но не имели приказа его атаковать.
- искали, понятно, не только они
Французский флот, выходя из порта Тулон в сторону Алжира, имел приказ задержать Гебен, если будет объявлена война, но главной целью считалось прикрытие своих конвоев, для чего флот делился на три группы из броненосцев и дредноутов*.
- статья изменена, я пересчитал французские дредноуты в Средиземноморье и оказалось, что их там было три и могло хватить по одному на каждую группу - все французские дредноуты, один из которых в строй ввели только 1-го августа, в августе 1914-го действовали на Средиземном море
Когда корабли немцев обстреляли Бон и Филиппвиль, французы решили, что выделять специальный отряд из быстроходных кораблей не нужно, и за Гебеном просто отправили ближайший отряд броненосцев. Конечно, французские эскадренные броненосцы типа Дидро были большими кораблями, вплотную приближающимися к дредноутам по водоизмещению (18-19 тыс тонн), с толстым (до 270 мм) бронепоясом, а их средним калибром, помимо главного из двух башен с двумя двенадцатидюймовками (305-мм) каждая, были шесть 240-мм орудий (9,4 дюйма). Такой ЭБР мог дать достойный бой Гебену, а было их в отряде шесть, но вот устраивать с ним гонки при разнице "по паспорту" в пять-шесть узлов, реально один из броненосцев ещё и имел серьёзные проблемы с машинами, они не могли.
В общем, французы узнали об обстрелах своего побережья по радио, но участвовали в погоне за Гебеном только формально. Англичане об обстрелах не знали и, всё ещё, хотели Гебен просто "держать и не пущать".
Так и встретились. Гебен и Бреслау 4-го августа получили приказ идти в Константинополь, а англичане ещё 3-го августа от района пролива Отранто пошли на запад к Гибралтару, считая, что немцы с началом войны будут прорываться в Атлантику.
Англичане поприветствовали немцев "без уважения к адмиральскому флагу", развернулись и начали преследование. С таким эскортом Гебен опять пришёл в итальянский порт Мессина, где получил приказ следовать в... Атлантику (или Адриатику*, на выбор), поскольку у немецких дипломатов с турками что-то не заладилось, запасы угля немцы пополнили со своих угольщиков пришедших в тот же порт.
- см карту - над меткой Отрантского пролива начинается Адриатическое море
Англичане, узнав о нейтралитете итальянцев, решили, что немцы, получив кукиш, вместо баз в Италии, наконец-то, начнут охоту на французские транспорты, и линейные крейсеры пошли ждать Гебен и Бреслау с другой стороны от Мессины - к западу от Сицилии, "на всякий случай", остался отряд броненосных крейсеров с восточной стороны.
Контр-адмирал Сушон, глядя на многочисленных англичан с обоих сторон от Мессинского пролива, запросил помощь у австрийцев, те ответили, что с радостью помогут, как только он до них дойдёт. В результате, строго соблюдая орднунг, германский флотоводец решил, что лучше знает, чем какой-то там штабной Тирпиц, куда ему следовать, и 6-го августа от Мессины двинул на восток к Константинополю.
Финал регаты.
Обнаружил выход немцев из пролива британский лёгкий крейсер Глостер, который и сел им на хвост.
Дважды ошибившись с направлением движения немцев, при том, что Глостер постоянно держал их в поле зрения и даже сам вступал в бой с Бреслау, чтобы выманить Гебен, британские корабли предприняли всего одну попытку перехвата - атаковали ночью парой эсминцев и ещё одним лёгким крейсером.
Последовательность очень чётких недвусмысленных приказов, мудрых советов подчинённых и мужественных решений адмирала, командующего соединением броненосных крейсеров, привела к тому, что Гебен просто прошёл впереди них и единственным, кто его атаковал, был опять лёгкий Глостер. Броненосные крейсеры прекратили преследование.
В каких из этих слов искать иронию решайте сами, я добавлю только, что при похожих "чётких и недвусмысленных" в бою у мыса Коронель в ноябре того же 1914-го года, английские крейсеры атаковали и "убились" о превосходящие силы немцев, даже не нанеся им серьёзного ущерба.
9-го августа Гебен пополнил запасы угля с одного из немецких стелс-угольщиков, которые всё это время поодиночке проходили мимо англичан, а его английские линейные коллеги опять ушли в другую сторону, потому что их послали воевать с Австрией - на сей раз "отличился" штаб в Метрополии.
10-го августа Гебен и Бреслау прошли через Дарданелльский пролив в Мраморное море, где и узнали о своей продаже Османской империи.
- это, по сути, длинный пролог ко второй части - о самом бое у мыса Сарыч
- большая часть информации и описаний в этой статье взята из работы А.Больных "Морские битвы Первой Мировой. Трагедия ошибок." полный список источников будет во второй статье.
- продолжение:
- другие "морские истории":