Найти тему
Аркадий Автозвук

Изучаем передаточную функцию салона. Часть 1. Вступительная

Оглавление
Внимание! Этой статье много лет, но она была опубликована мной ранее на форуме magnitola.org и сайте drive2.ru под никами fox proteus и fox-proteus. Сейчас я решил перенести часть информации из своих блогов на Zen. События статьи происходили много лет назад, но полезность актуальна по сей день. Погнали

Всем хой!

Не так давно мы провели очередную магнитольскую встречу, на которой я устроил измерительный марафон, целью которого являлось выявление особенностей передаточной функции салонов разных авто.
На всякий случай напомню условия. Саб — один на всех, eton 10-800 в ЗЯ 15л. Источник — один на всех, iva-d300 по оптике в pxa-h600, с его фронтальных (полнополосных) каналов сигнал был подан на сабовый двухканальник. Всё это было установлено в один автомобиль, который стоял всё время заведенный и никуда не двигался. Из багажника авто от усилка тянулся шнур длинною 20м, к другому концу которого был подключен сабвуфер, который кочевал из машины в машину при помощи преданной незаменимой команды Magnitola United.
На ГУ машины-источника был включен на повтор 20-секундный трек со свип-тоном 16-500Гц. Замеры в авто проводились в сумме по 16 различным позициям в багажниках и салонах, в различных комбинациях (в зависимости от типа кузова)

До и после замеров в салоне были контрольные замеры АЧХ сабвуфера на улице на разном расстоянии и на разном уровне громкости.

-2

В дальнейшем, при анализе с помощью SpectraPLUS, результат этих замеров вычтен из результатов замеров в салоне и получена АЧХ передаточной функции каждого салона, избавленная от влияния АЧХ всего тракта…

Замеры проводились с места водителя с сидящим человеком.

-3

Итого мы провели замер в 14 машинах различных типов кузовов: седаны, лифтбэк, хэтчбеки, универсал, кроссоверы, трёхдверные хэтчбеки. Результат — крайне занимательный. Давать комментарии по ВСЕМ графикам сразу я не буду, ибо это нереально. Разобью анализ графиков на несколько статей с разным подходом, после постараюсь пройтись по каждому авто, но прежде расскажу несколько поучительных историй с графиками.

Здесь и далее на графиках будет присутствовать три кривулины. Синяя — АЧХ сабвуфера на открытом воздухе с расстояния 1м (всё-таки). и две одного цвета: нижняя — АЧХ сабвуфера в салоне авто, верхняя — передаточная функция, полученная из двух нижних графиков. Передаточная функция построена относительно нулевой отметки графика. Там, где она выше — идёт акустическое усиление. Там, где она ниже — наоборот. Справа от графика галочкой отмечен номер расположения динамика в салоне согласно вышеприведённой табличке.

Ещё немного задержимся на АЧХ сабвуфера на открытом воздухе.

Я сделал несколько замеров на расстоянии 1м и несколько замеров на расстоянии 2м. Откровенно косячные, где замеру помешали внешние шумы я откинул, остальные осреднил и получил два графика:

-4

Потом взял первый попавшийся график самой большой машины, участвовавшей в замерах (Nissan Murano II, сабвуфер в багажнике, смотрит назад, прижат к середине спинки заднего дивана) и приложил его к графикам открытых замеров

-5

И решил, что всё-таки по уровню громкости графика выше 100Гц (где, по идее, влияние компрессионного подъёма уже минимально) ближе к салонным условиям подходит замер именно с 1м. Но самое главное — понял, что пофиг, с какого расстояния мерить саб. Главное — указать, с какого расстояния мерил я, чтобы интересующийся после прочтения статьи провёл самостоятельно такой же замер и сопоставил свои графики с моими.

Ну а теперь можно перейти к историям:)

История первая.

Жил-был аудиофил Епифаний. На дворе стояло начало 2000х. Был у Епифания сабвуфер, например, Пиркал (названия выдуманные) и машина — Ауди-седан-кабачок (не баклажан же?:)). И Епифаний драл всех на своей Ауди на соревках, а бас у него был и глубокий и быстрый. Прошло время, Епифаний поменял машину (авдотью продал вместе с сабом), обзавёлся семьёй, погряз в делах, но… Настали 2010-е. Епифаний поставил на ноги семью, отрастил животик (или накачал бицухи) и купил Ниссан-кроссовер-огурец. Выкружил от жены пару сотен Денег и закупился системой. В качестве саба взял такой же Пиркал, новый, на заказ из Гейропы… И бодро заинсталлил всё в автомобиль. И что вы думаете? Был он расстроен. Ибо саб либо гудит, либо, если его придушить, не играет бас. Какой вывод делает наш Фаня? Правильно: Пиркал уже не торт. Совсем не торт, прям хофнезин. И пишет об этом на всех форумах. Правильный вывод сделал Епифаний? Нет. Потому что не играет не саб, а салон его автомобиля. Вот пример:

-6
-7

История вторая.

Жили-были два установщика. Вазген и Ефим. Работали в соседних боксах, дружили, отправляли друг к другу клиентов, участвовали в соревнованиях. Каждый имел авторитет в АЗ-кругах. И вот однажды к ним приехали два друга. Один на Peugeot 407, другой -на VW Touareg. Оба попросили сделать им фронтальные сабы. Ну Вазген и Ефим разделили клиентов надвое: Вася взял Пыжа, Еся — Фольксваген. И больше они друг с другом не разговаривали. Потому что Ефим стал обзывать Вазгена балаболом, а Вазген Ефима — криворуким. Как вы сами понимаете, у Вазгена Пыж запел, а у Ефима Туарег загудел.

-8
-9

Но у этой истории счастливый конец. Потому что приехал к ним в гости их старый товарищ ВДВшник Саня Хряков, заставил Ефима переставить сабвуфер в заднюю левую пассажирскую дверь Туарега, а после они выпили малиновой самогонки, закусили Тамбовским салом и помирились.

-10

История третья.
Короткая. Правдивая.

Жили были два друга, Жентос и Костян. Жентос был давильщиком, Костян — СыКушником. Жентос купил Опель Астра Н 5д, Костян — Опель Астра Н 3д. Теперь Жентос не может надавить, потому что салон его машины — аудиофильский, а Костяну приходится насиловать эквалайзер, чтобы бас не гудел и не локализлвался сзади, потому что салон его машины — давильный.

-11
-12

И тут есть продолжение!

Костян съездил на замеры к глухому настройщику и понял, что самый аудиофильский бас будет, если запилить стелс в левую боковину салона на заднем ряду сидений. Но пока не может решиться)))

-13

Истрия четвёртая.
Короткая.

Жил был Фольксваген Пассат Б3 универсал. И решил, что будет он эстетом. И показал самую красивую АЧХ саба при изготовлении стелса в правом крыле багажника с доворотом динамика в сторону салона.

-14

Владелец оказался в шоке и решил, что СыКу — это не его… Но я-то знаю, что он врёт)))

Собственно, первую статью я на этом, пожалуй, закончу и начну готовить следующую.

Всем Рис!

Часть 2 - фронтальные сабвуферы

Часть 3 - сабвуфера в салоне, но сзади

Часть 4 - сабвуферы в багажнике

З.Ы. Если вам понравился мой подход и вы хотите получить консультацию или пробрести проверенное оборудование - оставляйте заявку на МОЁМ САЙТЕ и я обязательно с вами свяжусь!