Архитектура в готическом вкусе получила активное развитие в России во второй половине 18 века. Ранняя русская неоготика отличается богатым убранством и сочетанием элементов разных стилей. Один из таких интересных элементов – килевидные кокошники в виде сердец, перевёрнутых острием кверху.
Архитектор Василий Баженов называл свои работы в готическом вкусе «нежной готикой» и уделял большое внимание деталям. Сердцевидные украшения появляются именно в этих проектах.
Возможно, это отсыл к луковичным довершениям (закомарам) стен древнерусских храмов. Ассоциация с кокошниками тоже не случайна - именно при Екатерине II кокошник входит в моду в одежде.
Также в кокошнике угадывается стилизация крина - древнерусского декоративного элемента в виде лилии. Лилия на Руси была символом чести, чистоты. Подходящий символ для рыцарских устремлений века Просвещения.
Вероятно, впервые в работах Баженова кокошники встречаются в проектах сеней над мощами митрополитов, составленных при реконструкции Успенского собора Московского Кремля.
Среди них чертеж сеней над мощами митрополита Петра (именно он перенес кафедру из Владимира в Москву и основал первый Успенский храм в 1326 году).
Проект датируется 1773 годом. По неизвестной причине этот и другие проекты сеней не были реализованы, но многие декоративные элементы позже воплощены в других работах Баженова и его учеников.
Сердцевидные кокошники встречаются в убранстве фасадов построек Царицынского ансамбля – как в первоначальном "генеральном фасаде" Баженова, так и в чертежах архитектора Матвея Казакова, который перестраивал дворцово-парковый комплекс позднее.
Этот элемент можно увидеть в отделке Третьего кавалерского корпуса (1779), башен Большого дворца (воссозданы из проекта Казакова в 2007 году), Кухонного корпуса (воссозданы с оглядкой на проект Баженова в 2006-м), а также Галереи между ними (1785) с искусным переплетением множества кокошников.
Документальные сведения об авторах ряда других построек в готическом вкусе не сохранились. Нередко авторство проектов приписывают Баженову и Казакову на основе метода выявления авторской манеры. В том числе наличия характерных элементов убранства, таких как кокошники.
Интересный пример провинциальной архитектуры готического вкуса – скотный двор в усадьбе Красное в Рязанской области. Постройка в имении екатерининского фаворита Александра Ермолова относится к концу 18 века. Здесь в виде кокошника выполнены фронтоны. Сейчас они увенчаны крестами – территория усадьбы принадлежит подворью московского Сретенского монастыря.
К работам Баженова также относят православную Владимирскую церковь в подмосковном Быково, выстроенную в имении московского губернатора Михаила Измайлова в 1782-1789 годах. Кокошники здесь встречаются в довершениях центральной части здания и в основании шпилей восточного фасада.
Похожее исполнение завитков с «глазками» (волютами) имеют кокошники у оснований башенок Знаменской церкви в Вешаловке в Липецкой области. Храм в имении Татищевых был выстроен в 1768-1794 годах. Вероятно, проект был составлен архитектором т.н. «круга Баженова» или самим зодчим.
Примеры подобных кокошников есть также в более поздних постройках комплекса бывшего Никольского единоверческого монастыря в Москве. Они относятся к началу 1800-х годов и, вероятно, принадлежат авторству архитектора конторы городских строений Москвы Фёдора Соколова.
Детали присутствуют в декоре башенок Старообрядческой часовни Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, на фасаде Успенской церкви Московской поморской старообрядческой общины, а также надвратного корпуса с Крестовоздвиженской церковью.
Упрощенный вариант плоских кокошников без рельефа присутствует в убранстве Церкви Николая Чудотворца на погосте Старки близ подмосковной Коломны.
Кокошники помещены у основания барабана купола. Храм возводился на средства князей Черкасских в 1763 году и был реконструирован 20 лет спустя.
В ещё одном невоплощенном проекте Василия Баженова кокошники имеют изящную вытянутую форму. На чертеже сеней над мощами митрополита Ионы конструкцию венчает изящный гребешок.
Похожие элементы мы видим в отделке конного двора в подмосковном имении Бутурлиных Марьинка, выстроенным в 1780-х годах. Белые сердцевидные украшения башен выгодно выделяются на фоне кирпичной кладки.
Интересно, что кокошники встречаются в архитектуре готического вкуса Московской школы, при этом для работ архитекторов Петербургской школы они не характерны.
Читайте также: Готика Ингербурга – таинственный город-крепость Павла I
Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!