Найти в Дзене
Готика в России

Необычный декор с опрокинутыми сердцами в Царицыно и не только

Оглавление

Архитектура в готическом вкусе получила активное развитие в России во второй половине 18 века. Ранняя русская неоготика отличается богатым убранством и сочетанием элементов разных стилей. Один из таких интересных элементов – килевидные кокошники в виде сердец, перевёрнутых острием кверху.

Чертеж одного из кокошников Царицынского ансамбля, Анастасия Думнова
Чертеж одного из кокошников Царицынского ансамбля, Анастасия Думнова

Архитектор Василий Баженов называл свои работы в готическом вкусе «нежной готикой» и уделял большое внимание деталям. Сердцевидные украшения появляются именно в этих проектах.

Возможно, это отсыл к луковичным довершениям (закомарам) стен древнерусских храмов. Ассоциация с кокошниками тоже не случайна - именно при Екатерине II кокошник входит в моду в одежде.

Также в кокошнике угадывается стилизация крина - древнерусского декоративного элемента в виде лилии. Лилия на Руси была символом чести, чистоты. Подходящий символ для рыцарских устремлений века Просвещения.

Вероятно, впервые в работах Баженова кокошники встречаются в проектах сеней над мощами митрополитов, составленных при реконструкции Успенского собора Московского Кремля.

Среди них чертеж сеней над мощами митрополита Петра (именно он перенес кафедру из Владимира в Москву и основал первый Успенский храм в 1326 году).

В.И. Баженов, проект сеней над мощами митрополита Петра, 1773, ГНИМА.
В.И. Баженов, проект сеней над мощами митрополита Петра, 1773, ГНИМА.

Проект датируется 1773 годом. По неизвестной причине этот и другие проекты сеней не были реализованы, но многие декоративные элементы позже воплощены в других работах Баженова и его учеников.

Третий Кавалерский корпус в усадьбе Царицыно в Москве, 1776-1779, арх. В.И. Баженов. Фото: pixabay.com
Третий Кавалерский корпус в усадьбе Царицыно в Москве, 1776-1779, арх. В.И. Баженов. Фото: pixabay.com

Сердцевидные кокошники встречаются в убранстве фасадов построек Царицынского ансамбля – как в первоначальном "генеральном фасаде" Баженова, так и в чертежах архитектора Матвея Казакова, который перестраивал дворцово-парковый комплекс позднее.

Декор Кухонного корпуса и галереи в усадьбе Царицыно в Москве, 1785, арх. В.И. Баженов. Фото: pixabay.com
Декор Кухонного корпуса и галереи в усадьбе Царицыно в Москве, 1785, арх. В.И. Баженов. Фото: pixabay.com

Этот элемент можно увидеть в отделке Третьего кавалерского корпуса (1779), башен Большого дворца (воссозданы из проекта Казакова в 2007 году), Кухонного корпуса (воссозданы с оглядкой на проект Баженова в 2006-м), а также Галереи между ними (1785) с искусным переплетением множества кокошников.

Арка с галереей в усадьбе Царицыно в Москве, 1785, арх. В.И. Баженов. Фото: pixabay.com
Арка с галереей в усадьбе Царицыно в Москве, 1785, арх. В.И. Баженов. Фото: pixabay.com

Документальные сведения об авторах ряда других построек в готическом вкусе не сохранились. Нередко авторство проектов приписывают Баженову и Казакову на основе метода выявления авторской манеры. В том числе наличия характерных элементов убранства, таких как кокошники.

Скотный двор в усадьбе Красное, кон. 18 в. Рязанская обл., Михайловский р-н, с. Красное. Фото: Википедия
Скотный двор в усадьбе Красное, кон. 18 в. Рязанская обл., Михайловский р-н, с. Красное. Фото: Википедия

Интересный пример провинциальной архитектуры готического вкуса – скотный двор в усадьбе Красное в Рязанской области. Постройка в имении екатерининского фаворита Александра Ермолова относится к концу 18 века. Здесь в виде кокошника выполнены фронтоны. Сейчас они увенчаны крестами – территория усадьбы принадлежит подворью московского Сретенского монастыря.

К работам Баженова также относят православную Владимирскую церковь в подмосковном Быково, выстроенную в имении московского губернатора Михаила Измайлова в 1782-1789 годах. Кокошники здесь встречаются в довершениях центральной части здания и в основании шпилей восточного фасада.

Знаменская церковь в Вешаловке, 1768-1794. Липецкая обл., Липецкий р-н, с. Вешаловка. Фото: Вадим Разумов
Знаменская церковь в Вешаловке, 1768-1794. Липецкая обл., Липецкий р-н, с. Вешаловка. Фото: Вадим Разумов

Похожее исполнение завитков с «глазками» (волютами) имеют кокошники у оснований башенок Знаменской церкви в Вешаловке в Липецкой области. Храм в имении Татищевых был выстроен в 1768-1794 годах. Вероятно, проект был составлен архитектором т.н. «круга Баженова» или самим зодчим.

Старообрядческая часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, 1805. Москва, Преображенский вал, 17 А, стр. 7. Фото: Артём Нойер
Старообрядческая часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, 1805. Москва, Преображенский вал, 17 А, стр. 7. Фото: Артём Нойер

Примеры подобных кокошников есть также в более поздних постройках комплекса бывшего Никольского единоверческого монастыря в Москве. Они относятся к началу 1800-х годов и, вероятно, принадлежат авторству архитектора конторы городских строений Москвы Фёдора Соколова.

Крины на фасаде надвратного корпуса быв. Никольского единоверческого монастыря, 1801-1806. Москва, Преображенский вал, 25, кор. 1. Фото: Артём Нойер
Крины на фасаде надвратного корпуса быв. Никольского единоверческого монастыря, 1801-1806. Москва, Преображенский вал, 25, кор. 1. Фото: Артём Нойер

Детали присутствуют в декоре башенок Старообрядческой часовни Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, на фасаде Успенской церкви Московской поморской старообрядческой общины, а также надвратного корпуса с Крестовоздвиженской церковью.

Упрощенный вариант плоских кокошников без рельефа присутствует в убранстве Церкви Николая Чудотворца на погосте Старки близ подмосковной Коломны.

Кокошники помещены у основания барабана купола. Храм возводился на средства князей Черкасских в 1763 году и был реконструирован 20 лет спустя.

Церковь Николая Чудотворца в Старках, 1759-1763; рек. 1880. МО, Коломенский р-н, с. Черкизово. Фото: Артём Нойер
Церковь Николая Чудотворца в Старках, 1759-1763; рек. 1880. МО, Коломенский р-н, с. Черкизово. Фото: Артём Нойер

В ещё одном невоплощенном проекте Василия Баженова кокошники имеют изящную вытянутую форму. На чертеже сеней над мощами митрополита Ионы конструкцию венчает изящный гребешок.

В.И. Баженов, проект сеней над мощами митрополита Ионы, 1773, ГНИМА.
В.И. Баженов, проект сеней над мощами митрополита Ионы, 1773, ГНИМА.

Похожие элементы мы видим в отделке конного двора в подмосковном имении Бутурлиных Марьинка, выстроенным в 1780-х годах. Белые сердцевидные украшения башен выгодно выделяются на фоне кирпичной кладки.

Конный двор в усадьбе Марьинка (Воздвиженское), 1780-е. МО, Ступинский р-н, с. Аксиньинское. Фото: Артём Нойер
Конный двор в усадьбе Марьинка (Воздвиженское), 1780-е. МО, Ступинский р-н, с. Аксиньинское. Фото: Артём Нойер

Интересно, что кокошники встречаются в архитектуре готического вкуса Московской школы, при этом для работ архитекторов Петербургской школы они не характерны.

Читайте также: Готика Ингербурга – таинственный город-крепость Павла I

Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!