Найти тему
Готика в России

Как могло выглядеть Царицыно? Подлинный замысел Баженова

Оглавление

«Генеральный фасад» – так архитектор Василий Баженов называл грандиозный чертеж с панорамой усадьбы Царицыно. Панорама была выполнена зодчим в 1776 году. Лист впечатляет своим размером – его длина больше 3 метров! Оригинал панорамы сейчас можно увидеть в Музее архитектуры на выставке «Профессия – реставратор», которая продлится до 5 декабря. А я покажу отдельные фрагменты листа.

Общий вид панорамы. Длина оригинала - 315 см. Источник: ГНИМА
Общий вид панорамы. Длина оригинала - 315 см. Источник: ГНИМА

Панорама – единственный сохранившийся авторский лист из проектных материалов зодчего. Масштаб позволяет в деталях оценить подлинный замысел мастера, увидеть сохранившиеся до нашего времени постройки, утраченные павильоны и дворцы, а также невоплощенные замыслы.

На дальнем плане Кухонный корпус, справа Главный корпус дворца. Источник: ГНИМА
На дальнем плане Кухонный корпус, справа Главный корпус дворца. Источник: ГНИМА

Композиция выполнена в живописной манере – графика фронтальных, плоских фасадов с романтизированным пейзажем дополнена и выразительной акварельной росписью в золотистых цветах приглушенного солнца.

Большой мост через овраг. Источник: ГНИМА
Большой мост через овраг. Источник: ГНИМА

Панорама условно делится на три линии. На первом плане при взгляде слева направо мы видим Большой мост через овраг – интересно, что он так и не получил остроконечные довершения. Мост достраивал ученик Баженова, архитектор Иван Еготов – мост был достроен только в 1808 году.

Третий кавалерский, Шестигранный и Крестообразный и (за церковью) Второй кавалерский корпуса. Источник: ГНИМА
Третий кавалерский, Шестигранный и Крестообразный и (за церковью) Второй кавалерский корпуса. Источник: ГНИМА

Далее на первой линии: Третий кавалерский корпус, Шестигранный и Крестообразный корпуса (оба они были разобраны в начале 20 века), развернутые к зрителю Фигурные ворота, а также Малый дворец.

Фигурные ворота, часовая башня, Большой кавалерский и Камер-юнгфарский корпуса и на дальнем плане справа Кухонный корпус.  Источник: ГНИМА
Фигурные ворота, часовая башня, Большой кавалерский и Камер-юнгфарский корпуса и на дальнем плане справа Кухонный корпус. Источник: ГНИМА

Тончайшая графика фасадов передает изящество стрельчатых арок и ажурных довершений – в них то и дело встречается излюбленный мотив Баженова с кокошником или опрокинутыми сердцами. Сам архитектор называл архитектуру Царицына «нежной готикой».

Главный корпус и Малый дворец. Источник: ГНИМА
Главный корпус и Малый дворец. Источник: ГНИМА

На средней линии – Второй и Первый кавалерские корпуса; Большой кавалерский, Камер-юнгфарский и Главный корпуса, разобранные в 1785 году после опалы императрицы Екатерины II на зодчего.

Средний дворец (Оперный дом). Источник: ГНИМА
Средний дворец (Оперный дом). Источник: ГНИМА

На среднем плане также: Кухонный корпус, Средний дворец и Виноградные ворота. Как и Большой мост ворота несколько лишились легкости без остроконечных фиал, изначально задуманных Баженовым. Под изображением ворот вы можете увидеть подпись мастера.

Виноградные ворота и подпись мастера. Источник: ГНИМА
Виноградные ворота и подпись мастера. Источник: ГНИМА

В дымке на дальнем плане слева вытянулся грандиозный комплекс конного двора и высокая часовая башня Фарос, названная архитектором в честь маяка в Александрии – одного из чудес света. Две эти постройки так и не были возведены. Благодаря панораме можно составить о них представление в отдельности и в общей композиции ансамбля.

Комплекс конюшен. Источник: ГНИМА
Комплекс конюшен. Источник: ГНИМА

Над строительством усадьбы Баженов работал 10 лет, до 1785 года. После его отстранения и сноса Главного и части вспомогательных корпусов, дворец в течение еще 11 лет перестраивал ученик Баженова Матвей Казаков, но работы также не были завершены.

К 1796 году, когда умерла императрица, дворец стоял с незаконченной крышей и отделкой. Он так и не использовался и был реконструирован в вольной интерпретации только в 2000-е годы.

Фото: @sergeev.pix
Фото: @sergeev.pix

Так или иначе, Царицыно считается единственным монаршим дворцово-парковым комплексом Европы 18 века, полностью спроектированным в готических формах.

Цифровая версия панорамы также доступна на сайте Музея архитектуры и в экспозиции музея-заповедника Царицыно.

Читайте также: Зимний дворец в готическом облике! Как возник проект и почему его свернули?

Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!