Вы хотя бы раз мы замечали людей, которые с легкостью устанавливают контакт с другими, умеют подстраиваться под собеседника? Такие люди будто чувствуют, с кем стоит пошутить, с кем лучше вести себя обстоятельно, кому оказать помощь и поддержку.
Такой тип людей условно относится к «центристам». Их инстинкт самосохранения группы — ведущий. Они просчитывают социальный контекст, видят, в каких отношениях состоят другие люди, улавливают иерархию. И это одно из их преимуществ.
Но дело не только в их развитой социальности, а еще и в способе думать.
Представьте, что вы работаете со сложным проектом — организуете мероприятие или крупный форум.
Нужно собрать команду, назначить тех, кто подходит для выполнения задач. Выстроить систему таким образом, чтобы предусмотреть все элементы и отношения между ними. Не упустить, например, из вида правильное распределение бюджета, закупку необходимых материалов и техники, работу со спикерами и ведущими.
Это огромная система, в которой важен каждый элемент, где все связано и зависимо друг от друга.
Почему самый социальный тип людей способен мыслить так системно?
Дело в том, что просчет социальных отношений — это улавливание связей внутри стаи. В рабочем коллективе, семье, в компании друзей каждый человек каким-то образом взаимодействует с другими. И это тоже система.
Если человек хочет быть эффективным в социальном взаимодействии, ему важно увидеть характер связей внутри стаи: кто с кем дружит, кто с кем «воюет» и пр. Его мышление как бы тренируется с помощью понимания социального контекста. И эта способность переносится на другие задачи и деятельность.
Системное мышление — это навык улавливать огромное количество отношений внутри области знаний, деятельности, во взаимодействии с людьми.
Как и зачем учиться видеть эти отношения?
Представьте, что вы приходите в музей, а перед вами предметы интерьера. Вы смотрите на красивый, обитый бархатом стул, воображаете, что на нем сидела императрица. Думаете, что эта вещь служила для отдыха богатых особ. Вы поймали суть, разглядели «сущность»: ДЛЯ ЧЕГО этот стул, в чем его функция.
Конечно, это условный пример.
Но чтобы понять суть, вы:
◾сначала увидели людей и предмет;
◾их отношения;
◾а через отношения уже поняли свойство этого предмета.
Такое мышление помогает центристам улавливать реальность.
А теперь упражнение, чтобы потренировать в себе этот навык. Упражнение лучше проделать на бумаге.
🔺У вас есть хобби, область знаний или деятельность, которыми вы «горите». Например, тянетесь к искусству, любите биологию или управляете HR-отделом.
🔺Выберите вещь, идею, задачу вашего дела. Например, картину, знания о последних разработках, вопрос формирования нового отдела.
🔺Подумайте, благодаря какому отношению элементов этот предмет стал именно таким. Вы должны увидеть как можно больше отношений внутри.
Если это картина, то когда и кем она была написана, какую идею преследовал автор, почему она в стиле барокко.
Какая проблема повлияла на создание разработки, кто изобретатель, кому это поможет.
В случае с рабочим вопросом распишите задачи нового отдела, людей, поймите, откуда взялась идея создать именно такое подразделение.
Чем больше отношений вы найдете, тем качественнее будут ваши решения уже в других областях. Такой способ думать помогает не упустить важного и добиться результата.
Старайтесь чаще проделывать упражнение, чтобы закрепить навык.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.
и на нашем сайте.