Найти тему
Ключевое слово

Почему опыт важнее знаний?

Оглавление

Каждому человеку известна крылатая фраза философа Фрэнсиса Бэкона «знание – сила». Общество старательно делает акцент на знаниях, хотя подразумевает именно умение их применять. Большинство согласятся, что в школах детей ориентируют на заучивание абстрактной информации и приобретение голых фактов, которые в жизни, возможно, не пригодятся.

Еще в 1890 году об этом писал английский писатель и поэт Оскар Уайлд в сборнике эссе «Критик как художник»: «…надо лишь хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что стоит знать, научить невозможно». Информации дается много, а опыта – слишком мало. Его нужно накапливать своим трудом.

Путь человека к пониманию необходимости опыта

Подросток не осознает, куда податься во взрослой жизни – ему выдают аттестат об окончании средней школы и отпускают в большой мир без практических навыков. В университете первая лекция шутливо начинается с совета преподавателей забыть обо всем, что первокурсники учили в школе. В каждой шутке есть правдивая доля. Не зря американский писатель Марк Твен сказал одну мудрость: «Образование состоит в основном из того, что мы забыли». Сможет ли кто-то, если станет скучно, через 3, 5 или 10 лет вспомнить материал и снова решить ЕГЭ, к которому так долго готовился в 11 классе?

В ВУЗе выпускник начинает понимать, что опыт представляет большее значение как в профессиональных областях, так и в повседневности. Нельзя быть уверенным, что выученная пошаговая инструкция в теории точно сработает на практике – все надо пробовать и проверять опытным путем. Студент определяется с востребованной специальностью, которая должна принести ему финансовое благополучие, даже если ему скучно ее изучать. Становится, например, очередным менеджером. Оставив 15 лет учебы за плечами, человек с высшим образованием ищет подходящие своим знаниями вакансии. Но везде нужны сотрудники с опытом работы.

Понимал ли он до этого момента, какую карьеру он хотел построить? Знал, чего хочет от жизни? Нравится ему заниматься своей деятельностью? Может его призвание связано совсем с другими профессиональными сферами? Американский фантаст Александр Ллойд подметил, что истинные знания мы получаем в процессе поиска ответа. Поэтому при возникновении перечисленных проблем очень важно выделить время на их разрешение.

Что делать, если человеку скучно от работы по специальности

Рабочие будни составляют 25% жизни человека, 75% приходится на взаимоотношения с семьей, друзьями, коллегами и самим собой. Многие после обучения отправляются в переполненный знаниями мир совершенно неопытными, усложняя четверть собственной жизни!

Хороший пример человека, которому стало скучно в обучении, но сумевшего с детства разгадать свои профессиональные и жизненные потребности – Стив Джобс. Сооснователь корпорации Apple и один из создателей студии Pixar был огорчен формализмом школьных занятий. Одна учительница смогла пробудить его интерес к изучаемым предметам. Мисс Хилл мотивировала ученика за хорошие оценки сладостями, деньгами и наборами «сделай сам». После получения стимула Стив Джобс стал так хорошо учиться, что был зачислен из четвертого сразу в шестой класс. Мотивация – путь к успеху.

-2

Отец, Пол Джобс, ремонтировал старые машины и через автомобили познакомил маленького сына с основами электроники. С 13 лет известный деятель увлекся техникой, изначально накапливая опыт из собственных разработок, потом в компании HP. Больше он не сворачивал с выбранного пути, став инноватором в любимой сфере.

Что надо делать, если тебе стало скучно от работы по специальности? Масштабное исследование 2019 года крупнейшей компании по поиску работы и сотрудников HeadHunter выявило 41% людей, не работающих по специальности – почти половина участников опроса.

Из них 54% – пытались, но забросили деятельность по профильному направлению, 45% – перестали работать из-за низкой зарплаты, 37% – сразу после окончания ВУЗа начали трудовой стаж в другой сфере. Они не знали, что делать, если становится скучно, и при этом без мотивации – денег. Вывод: полученные знания ничего не дали этим людям. Они не смогли реализовать себя в выбранной в университете специализации и предпочли проверить способности в разных рабочих областях.

Основатель платежной системы VISA Ди Хок придерживается идеи того, что при привлечении персонала нужно обращать внимание прежде всего на характер будущего сотрудника. Не стоит искать человека, соответствующего компании – идеальный кандидат сможет приспособиться и обогатить ее с помощью своих навыков и личностных характеристик. Ди Хок выделяет 3 главенствующих черты:

  1. честность;
  2. мотивация;
  3. способности.

Он советует продвигать подчиненных по служебной лестнице, учитывая эти свойства в первую очередь

-3

Воспитать нужные внутренние качества и уметь проявлять сильные стороны поможет жизненный опыт – знания тут бессильны. Сейчас взрослые могут предупредить детей и рассказать им, что делать в случае проблем с самоопределением. Это поможет предотвратить их возможные будущие разочарования.