Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня обсудим неоднозначное явление, с которым практически каждый из нас хоть раз да сталкивался. Речь пойдет о перекладывании своих обязанностей на других, и о любителях так делать. Интересно данное явление своим неоднозначным, двойственным характером – дуализмом. Выражается это следующим образом: мы весьма критично относимся к типам, которые любят так делать, и выносим им однозначный вердикт «Фу таким быть!». Но когда нам выпадает шанс, спихнуть свою работу на соседа, мы с удовольствием этот шанс используем. И ничего в этом страшного нет, себе любимому можно. Это другим нельзя.
Почему так происходит. Во-первых, так распорядилась природа. Миллионы лет эволюции приучили нас экономить энергию, иначе мы бы не выжили. А перекладывание обязанностей на другого – отличный способ поберечь свои силы, для более важных дел. Вот мы и переводим стрелки при любой удобной возможности, не будешь же спорить с самой Матушкой Природой.
Во-вторых, работает принцип «Жучка не захочет, Шарик не вскочит». Это значит, что покуда есть отзывчивые и покладистые люди, всегда найдутся люди, готовые переложить им свою поклажу. В студенческие годы занимался туризмом, у нас даже такая шутка была, что в чужом рюкзаке, забитом под завязку, всегда найдется место для еще одной вещи.
В-третьих, господа руководители и собственники компаний, а насколько четко и понятно у Вас распределены обязанности и зоны ответственности? В системе, где можно увильнуть от работы и ответственности, всегда найдутся желающие это сделать. Вот когда работник будет осознавать, что за такие виляния он непременно получит негативные последствия, он трижды подумает, прежде чем так делать.
В-четвертых, все люди разные. И цели, и отношение к работе у них тоже разные. Есть люди трудолюбивые, ответственные и добросовестные, которые всегда выполняют работу с полной отдачей. А есть люди ленивые, но при этом весьма хитропопые. И обязанности плавно и незаметно перетекают от вторых к первым.
В-пятых, в большинстве современных компаний, лояльность ценится гораздо выше, чем опыт, знания и профессионализм. Поэтому многие работники на подсознательном уровне стремятся быть лояльными.
В-шестых, многие люди не умеют отказывать, или подсознательно стремятся произвести на всех хорошее впечатление, и совершенно искренне готовы помогать своим коллегам по цеху. А что коллеги? Действуют в соответствии с законами эволюции – берегут энергию, коли есть такая возможность.
В-седьмых, есть еще и особенности человеческого восприятия. Доброту, покладистость, хорошее отношение, желание помогать другим многие люди воспринимают как слабость. Ну а поскольку у кого-то рядом есть слабость, гнилая натура подстегивает этой слабостью воспользоваться.
В восьмых, когда мы помогаем Васе или Пете, мы считаем, что таким образом радеем за общее дело. Это действительно так, когда у Васи с Петей большая загрузка, а у тебя не очень. Но когда ты работаешь за другого, а он отлынивает - это прямое вредительство. В это время сразу два человека не выполняют свою работу - ты и тот кому помогаешь.
В девятых, мы так устроены, что любые изменения, которые происходят медленно и постепенно мы не замечаем. Происходит это примерно так: сначала кто-то из коллег просит тебя сделать небольшое одолжение, которое для тебя вроде бы и не составит труда. Со временем небольшие одолжения растут, а частота обращений с каждым днем увеличивается. И вот так, совершенно незаметно, через какое-то время один полностью пересаживается на шею другого. И получается, как в Русской народной сказке «Битый небитого везет».
Ну и в десятых, частный, но довольно распространенный случай, когда в роли Федота выступает непосредственно начальник, выполняющий работу своих подчиненных. Здесь причина в том, что человек руководствуется принципом "хочешь сделать хорошо, сделай сам". Для начальника это верная дорога в психушку, ведь чем больше ты будешь делать за своих подчиненных, тем сильнее они будут свешивать ноги с твоей шеи. Сам по началу страдал этим, начиная работать мастером выполнял разметку за бригадиров и звеньевых, когда они не успевали. Появился потом грамотный начальник участка, который отучил меня от этого. И каково было мое удивление, что когда я перестал помогать, бригадиры и звеньевые стали лучше справляться со своей работой. Потому что у них не было задней мысли, что кто-то за них сделает, в случае чего.
С причинами разобрались, теперь давайте поговорим о способах противодействия:
1. Учитесь говорить нет
2. Не пытайтесь всем понравиться за счет своей покладистости и уступчивости
3. Ищите работу с четким и понятным функционалом и обязанностями. Там, где непонятно кто за что отвечает, водичка всегда будет мутная
4. Не позволяйте людям нарушать ваши границы. Вы никому не должны, чтобы выходить за рамки своих обязанностей. Это может быть только ваше личное желание и инициатива.
5. Будьте внимательны к людям, с которыми вы работаете. И всегда настороженно относитесь к тем, кто просит вас о «небольшом» одолжении.
6. Осознайте, что когда ты работаешь за другого нет пользы общему делу. Когда ты работаешь за другого, твою работу никто не делает.
7. Если ты начальник, искореняй в себе принцип "Хочешь сделать хорошо - сделай сам".
На этом у меня все. Всем хорошего коллектива, в котором каждый занят своим делом и не пытается спихнуть на соседа. И не стать вам Федотом, Яковом и упаси Господь Всяковым.
Еще о любителях ехать на чужой счет:
О любителях отщипнуть от коллектива. Байка о бесплатном сыре