Найти в Дзене
Бардак

Кризис идентичности у подростков

Оглавление

Введение

Эта статья была написана мной, как практический выход проектной работы, посвящённой кризису идентичности. В ней я разбираю проблему потери идентичности с разных сторон, выявляю проблемы и предлагаю их решения. Приятного чтения.

Вступление

Кризис идентичности среди подростков – это гораздо более распространённая и серьёзная проблема, чем принято считать. При этом большинство людей даже не знают, что такое “кризис идентичности”, но, сами того не подозревая, всё равно придерживаются точки зрения, согласно которой проблемы подростков мало существенны или же беспочвенны. Что интересно, многие подростки считают также. Результат ли это влияния общественного мнения, формулируемого СМИ, или что-то другое – неважно. Моя задача рассказать вам о том, с какими переживаниями сталкиваются подростки в своей повседневной жизни, рассказать, какие проблемы вызывают эти переживания, и, конечно, предложить решение этих проблем, чтобы выполненная мной работа имела смысл.

Начнём с того, что проблемы подростков (как и взрослых), не вызваны каким-то одним фактором, даже если на первый взгляд существует одна очевидная причина. На самом деле, все переживания – это результат воздействия комплекса обстоятельств, которые действуя вместе заставляют подростка испытывать неприятные ощущения духовного плана.

Слово “переживания” обобщает все негативные эмоции, которые во время своего подростничества переживают люди. Это и конфликты с родителями, и ссоры со сверстниками, и проблемы в учёбе. Всё то, что может казаться взрослым людям несерьёзным, хотя с точки зрения подростка это ощущается достаточно тяжело.

Биология

Перейдём к сути. В основе человеческого поведения лежит психика. Базой для психики служит мозг. Все знают, что во время переходного возраста вырабатывается большое количество гормонов, на действие которых обычно списывают “странное” поведение подростка, но далеко не все знают, что, когда ребёнок вступает в процесс становления подростком, его мозг начинает перестраиваться. Во время этой перестройки активно образуются нейроны и синапсы в области префронтальной коры, мозжечка, мозолистого тела и других отделах мозга. Такой бурный рост меняет мышление и характер ребёнка. Зона префронтальной коры, отвечающая за логику действий и обдуманность поступков, растёт с особенной силой, что очевидно влияет на то, как ребёнок воспринимает мир. Нельзя точно утверждать, что такой рост нейронных связей делает подростков "непонятными", импульсивными или же подавленными, однако можно достаточно легко выстроить причинно-следственную связь, между ощущением ответственности за свои действия и апатичностью.

К тому же, зачастую система образование может не учитывать возраст, во время которого развивается та или иная зона мозга. Например, мозолистое тело, основной функцией которого является связь правого полушария мозга с левым, тоже достаточно активно растёт у детей младшего подросткового возраста. “И что?” – спросите вы: “Как это связано с образованием?” А я вам отвечу, что, помимо связи полушарий, мозолистое тело также отвечает за изучение языков, а обучаемость таковым после исполнения 12 лет заметно снижается, из-за того, что в этом же возрасте очень сильно падает образование синапсов этого отдела мозга. Напомню, что изучение второго (иногда первого) иностранного языка в школах начинается с 5 класса, то есть именно тогда, когда большинство обучающихся уже достигли возраста 12 лет.

Как решить эту проблему? Ответ на данный вопрос достаточно очевиден. Школьную программу в последнее время часто меняют, вносят различные изменения, противоречивые и не очень. Зачастую программа вообще формируется в школе, исходя из решения педагогического состава. И, поскольку изучение второго иностранного языка является обязательным на государственном уровне, прохождение программы данного предмета необходимо начинать либо в более раннем возрасте, либо же вовсе не начинать, обосновывая это созданием профильных классов, обучение второму иностранному языку в которых необязательно (такая практика существует в некоторых образовательных учреждениях достаточно длительный период времени).

Психология

Выше сказано, что психика является основой для человеческого поведения. Давайте же разберём ей более подробно. Для человеческой психики нормальным состоянием является кризис. Человек на протяжении всей своей жизни испытывает некий стресс, который связан с процессами взросления и старения: кризис трёх лет, кризис семи лет, кризис четверти жизни, кризис среднего возраста и так далее. Для подростков, что логично, таким кризисом является подростковый кризис, или же нормативный кризис подросткового возраста. На самом деле это сразу два кризиса, перетекающие один в другой.

Первый из них связан со становлением ребёнка подростком, с тем, что внешне индивид уже ощущает себя идентичным взрослым, но в своих правах он ограничен, что вызывает протест. Ребёнок ищет своё место среди сверстников, и зачастую находит его в “плохих компаниях” либо кружках по интересам, которые могут казаться взрослым пагубно влияющими на их детей. Этот кризис хоть и зовётся основной массой психологов большим, на самом деле может избежать ребёнка, а роль общества, в котором права ребёнка будут признаваться сможет выполнять компания товарищей по спортивной секции, кружок любителей настольных игр или интернет друзья. Со стороны родителей же будет достаточным признавать действительные права ребёнка, и относиться к нему как к взрослому человеку. В различных источниках хватает пособий по общению с детьми младшего подросткового возраста.

Второй кризис мне кажется более серьёзным, ведь он связан с переходом подростка во взрослую жизнь. Этот процесс связан с кризисом идентичности, понятие которого ещё в прошлом веке вывел американский психолог Эрик Эриксон:

Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной эго-идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

Простыми словами, кризис идентичности – это поиск себя, сопровождаемый сомнениями и неуверенностью. Кризис идентичности бывает не только у подростков, но и у детей и взрослых, однако именно в подростковом возрасте он выражается особенно остро. У данного кризиса есть два основных исхода:

  1. Человек находит своё место в обществе, занимает его, и осознаёт свою идентичность. Данный исход является положительным и наиболее распространённым.
  2. Человек не смог найти своё место в обществе и продолжил мучительные и долгие поиски. Из-за желания поскорее осознать свою идентичность, может возникнуть негативная идентичность, которая представляет собой занятие девиантной, аморальной и в целом нежелательной социальной роли. Такой расклад нельзя считать удовлетворительным, но он тоже имеет место быть.

Чтобы избежать подобного развития событий можно и нужно сделать очень простую вещь, которая уже сейчас практикуется в некоторых учебных заведениях. Речь идёт об уроках профессиональной ориентации, на которых подростку была бы оказана помощь с выбором будущей профессии, исходя из его интересов и предпочтений, а также составлен план действий для реализации этих интересов (имеется ввиду создание плана, содержащего перечень вузов, поступление в которые открывает возможности для реализации интересов подростка, список экзаменов необходимых для поступления, дополнительная подготовка, если таковая требуется и т.д.).

В завершение разговора о кризисе идентичности стоит сказать, что помимо кризиса эго-идентичности существует кризис групповой идентичности, характерный для определённых возрастных, этнических или социальных групп. Все мы знаем поколение 1830-х, которое было подавленно ужесточением законов после провального восстания декабристов 1825г. Знаем мы и поколение американской молодёжи 60-х и 70-х годов прошлого столетия, протестующее против бессмысленной войны во Вьетнаме, и жестокой политики правительства.

Современная молодёжь переносит коллективный кризис идентичности, связанный с процессом глобализации, стирающим рамки национальных культур, увеличивающим уровень безработицы, нищеты, экологических проблем, а также уровень эксплуатации природных ресурсов. Кроме того, глобализация приводит к тотальной, повсеместной капитализации и сопутствующей ей конкуренции за “место под солнцем”. Такая система ценностей деструктивно влияет на человеческую психику, усугубляя и без того непростое положение подростков и молодых людей. Постоянные мысли вроде “что будет, если я не смогу стать конкурентоспособным?” давят на сознание человека, и иногда противоречат его характеру, ведь далеко не все люди в мире хотят соперничать и за что-то бороться, но современная культура пропагандирует именно такие ценности. Подробнее о вреде глобализации можно прочитать в работах Джозефа Стиглица, которые связаны с проблемами глобализации.

Социология

И вот наконец, мы пришли к заключительной части этой статьи – влияние социума на проблемы подростка. Именно к этой части относятся проблемы в школе, конфликты с родителями и сверстниками. Тема эта достаточно распространена, и мы можем легко узнать решение всех неприятностей, которые возникают как результат общения.

Проблема взаимопонимания существовала всегда, и будет существовать, по крайней мере, несколько ближайших десятилетий. Уметь правильно общаться с людьми это непростое ремесло, которым подростки, в силу своего малого опыта, не обладают. Но чем старше человек становится, тем проще ему общаться с другими людьми. В данной ситуации проблему можно облегчить бόльшим пониманием со стороны взрослых людей по отношению к молодым, ведь вы наверняка часто слышали, что подростки жалуются на то, что их не понимают.

Опять же, в интернете и не только существует большое количество пособий по тому, как общаться с подростками старшей возрастной группы, поэтому, если вы хотите наладить общение со своим ребёнком, уделите время изучению теории общения, и примените её на практике.

Заключение

В завершение хотелось бы дать несколько наставлений для родителей и подростков. Родителям посоветую чаще общаться со своими детьми, узнавать, что происходит в их жизни и давать им советы. Не ставьте себя выше ваших детей, только потому что вы считаете их неразумными. Вы тоже когда-то были подростками, и может быть испытывали другие трудности, не совпадающие с трудностями современных подростков, но это лишь подтверждает, что у каждого поколения свои проблемы.

Подросткам могу посоветовать побольше общаться с родителями и не бояться рассказывать им о своих проблемах. Ваши родители готовы вас выслушать и понять. Если же они предвзято относятся к проблемам, описанным мной в этой статье, объясните им, что у каждого поколения абсолютно закономерно свои сложности, либо просто покажите им этот текст. Если вам нужна помощь, не бойтесь за ней обратиться. Всё будет хорошо, и вы со всем справитесь!

Список литературы

  1. Sarah Spinks – Adolescent Brains are Works in Progress.
  2. Gal Chechik, Isaac Meilijson, Eytan Ruppin. Synaptic Pruning in Development: A Computational Account.
  3. Elisabeth Murray, Steven Wise, Kim Graham. Chapter 1: The History of Memory Systems.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология.
  5. Калиниченко С. Г., Мотавкин П. А. Кора мозжечка .
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология.
  7. Эрик Эриксон. Юность и кризис.
  8. Пузько В.И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации.