Найти тему
Все о лидерстве

Только не деструктив!

Оглавление
Почему в компании появляются случаи деструктивного лидерства?
Почему в компании появляются случаи деструктивного лидерства?

Часто в крупных организациях лидеры не успевают выполнять все лидерские функции, и даже в небольших компаниях руководитель далеко не всегда успевает все, что делает неформальный лидер. Для эффективного руководства важно контролировать процесс формирования и развития лидерства, чтобы не допустить появления деструктивных лидеров и групп, способных разрушить организацию или негативно повлиять на коллектив.

Изображение взято из сайта b17.ru , из статьи, где приводятся примеры странного саморазрушающего поведения людей, которое объясняется механизмом психологической защиты – ретрофлексией. Это когда в процессе сильного психологического потрясения человек направляет на себя те действия, которые хотел бы направить на других людей. Вот почему люди в отчаянии после обиды делают больно сами себе, а в стремлении отдохнуть и почувствовать поддержку – иногда заботятся о других, даже падая с ног от усталости. Прочтите об этом по ссылке, а сейчас хотелось бы обратить внимание на лидерство. С лидерами и командами все так же, только от деструктива в лидерстве разрушаются целые компании. Рассмотрим факторы, разрушающие лидерство, и признаки лидерства, разрушающего успех компании, а также разберемся, как предотвратить деструктив в лидерстве.

Бурная жизнь компании

Пока босс занимается важными делами, в компании может кипеть бурная жизнь, причем, не всегда полезная для компании. Если не контролировать лояльность формальных лидеров , а также формирование групп и их неформальных главарей , справиться с ситуацией будет трудно. Компания – живой организм, ее нужно развивать и за ней нужно присматривать, как за ребенком. Пока папа и мама на работе, он может связаться с плохой компанией, пойти по нехорошему пути, нанести вред своему организму.

Важно иметь постоянную связь с руководителями подструктур и повышать их лояльность к компании, налаживать сотрудничество с группами, которые возникают стихийно, выявлять неформальных лидеров и по возможности формализовывать их.

Большой ущерб деятельности организации наносят лидеры неформальных групп, которые настроены деструктивно. Руководитель компании может даже не догадываться, что в коллективе образовались движения «противников нововведений», группы «расхитителей собственности» или «взяточников».

Руководители часто боятся ошибок. Ошибки – это не проблема, их не стоит бояться и на них можно учиться, а вот деструктив – настоящая проблема для компании. Многое можно допустить, только не деструктив! Деструктивное лидерство способно разрушить компанию, хотя поначалу может даже показаться безвредным.

Говорят, чтобы вызвать кризис, достаточно допустить в коллективе влияние «агента требования». Это человек, который недоволен своей жизнью, текущим положением, местом, в котором он находится. Такие недовольные и «несправедливо обделенные» способны постепенно привести компанию к непоправимым разрушениям.

Они постепенно наполняют информационное пространство негативом, открывая «правду» и обвиняя руководство, дискредитируя все и вся. Дальше события могут развиваться как снежный ком. Лучше подобное предупредить, укрепив свои позиции, но бывает, что на момент обнаружения проблемы деструктив уже поразил компанию.

Как действовать, если уже случилось?

Первый способ – разрушение образовавшейся системы «лидер – последователи», используя административные меры. Это может быть увольнение лидера, перевод его на другую должность, изменение его социальной роли через изменения в организационной структуре.

Можно расформировать последователей, подальше распределив тех, кто больше всех сблизился с деструктивным лидером. При этом можно еще загрузить таких людей работой, затрудняющей неформальное общение.

Однако все это крайние, «хирургические», способы. Иногда они оправданы, все-таки на весах судьба компании, хотя настолько запущенные случаи бывают крайне редко.

Проблема в том, что такие резкие меры не будут поддержаны окружающими, поскольку будут восприняты как несправедливость, а это может запустить еще один деструктивный процесс.

Лучше использовать другой способ устранения деструктивного лидерства – применение способностей деструктивного лидера для пользы компании. Достичь подобного можно путем индивидуальных бесед, назначения его на руководящую должность, проявление к нему особого внимания. У сотрудников это не вызывает протеста. Однако такой вариант возможен, если лидер способен, готов и настроен менять свою активность в конструктивную сторону.

Есть еще способ – перехват формальным лидером функций деструктивного лидера. К примеру, если неформальный лидер информирует о том, что происходит, потому что формальному некогда, – нужно, чтобы формальный начал сообщать команде официальные новости компании. Неформальное лидерство обычно возникает из-за пустоты – там, где формальный лидер недорабатывал.

Есть еще способ – подрыв репутации деструктивного неформального лидера. Компрометация – неприятный шаг, но это может спасти ситуацию. Для вывода деструктивного лидера на чистую воду желательно применять честные методы, позволяющие открыть суть деструктивного поведения и при этом не вызвать негатива в коллективе.

Не стоит использовать нечистые приемы, отравляющие компанию.

Лучший способ исправить ситуацию требует креатива от «команды спасения». Самый желательный способ – это предложить коллективу что-то другое и позитивное, более сильное, чем влияние деструктивного лидера. Это может быть марафон, соревнование, интересный проект, тимбилдинг или обучающая программа, о которой все мечтали.

Почему это происходит

Почему в компании появляются случаи деструктивного лидерства?

Чаще всего причины следующие:

  • Компания редко анализирует ситуацию в коллективе.
  • Компания недостаточно заботится о своих сотрудниках.
  • Руководители верят в чудеса извне, недостаточно доверяют собственным сотрудникам и не занимаются их развитием.
  • Руководители не собирают обратную связь от сотрудников.
  • В компании слабая корпоративная культура.
  • В компании недостаточно позитива.

Как предотвратить деструктив в компании

Как предотвратить негативные явления:

  • Внедрите культуру обратной связи в компании.
  • Спрашивайте сотрудников о проблемах, учитывайте их пожелания. Деструктив появляется там, где есть недовольство обстановкой и условиями.
  • Занимайтесь лояльностью сотрудников. Тогда они будут отстаивать интересы компании.
  • Формируйте корпоративную культуру, создавайте корпоративную мифологию, свои истории, своих героев. Тогда у сотрудников будет крепкая эмоциональная привязанность к компании.
  • Культивируйте открытость и доверие.
  • Работайте над репутацией компании.
  • Развивайте креативность сотрудников.
  • Занимайтесь развитием сотрудников.