Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Рассмотрел поближе послевоенный советский мотоцикл ИЖ-350 (фото+видео)

Появление ИЖ-350 на конвейере ижевского завода состоялось в тяжелый для страны послевоенный период. Практически вся европейская часть страны лежала в руинах. Сотни заводов и фабрик были стерты с лица земли, оборудование и станки уничтожены. Предстояла тяжелейшая работа по восстановлению огромного государства обескровленного войной.

-2

Германия, по репарациям, обязалась поставить в СССР промышленное оборудование, технологии и даже специалистов. Поэтому ИЖ-350 оказался с немецкими корнями. К 1946 году в Ижевске прошла серьезная модернизация производства. За счет репарационного оборудования, технической документации, удалось организовать сборку первого массового послевоенного мотоцикла. В основе конструкции советского железного коня лежала модель ДКВ НЗ-350. Правда 100% копией именно этой модели мотоцикл не был. Поскольку не все станки могли выпускать идентичные детали, часть оборудования был заточена на выпуск деталей для других моделей немецких мотоциклов.

-3

Кроме того, перед серийным выпуском команда советского-немецких инженеров провела адаптацию конструкции под тяжелые условия отечественных дорог. Первая пилотная партия ИЖ-350 в количестве 83 штук сошла с конвейера мотозавода в конце 1946 года, при этом часть деталей первых мотоциклов были немецкого производства. Массовым выпуск мотоцикла стал только в 1947 году. За несколько лет производства, до 1951 года собрано более 126 тысяч мотоциклов данной серии.

-4
-5
-6

С 1951 года выходит вторая генерация мотоцикла, которая получила название ИЖ-49. О нем мы уже рассказывали. Так что по сути именно этот красавчик является отцом легендарного 49-ого. Масштабное производство позволило многим советским гражданам пересесть на собственное транспортное средство. Что для тяжелых послевоенных лет было неординарным событием. Получив новый опыт и технологии советские инженеры начали работу по проектированию новых моделей мотоциклов. А ежегодное производство росло небывалыми темпами.

-7
-8
-9

Наступало золотое время расцвета ижевских мотоциклов. В 1948 году ижевские инженеры создают "заряженную" версию ИЖ-350 Спорт. В первую очередь модернизировали мотор. Вместо чугунного цилиндра появляется алюминиевый с чугунной гильзой. Мощность силового агрегата возрастает с 11 до 15 л. с. Это сразу сказалось на динамике в лучшую сторону. Однако управляемость оставляла желать лучшего. Тогда для спортивной версии разрабатывают экспериментальную телескопическую вилку, а сзади появляются амортизаторы и пружины.

-10
-11

"Заряженные" версии мотоцикла тут же были переданы советским спортсменам, которые и обкатывали инновационные разработки ижевских инженеров. В результате такой "обкатки" конструкторы выявляли недостатки и вносили новые изменения в экспериментальные спортивные версии. В последствии некоторые наработки появляются на серийном ИЖ-49 и спортивной версии ИЖ-50. Вот в таком гоночно-инженерном тандеме ижевские конструкторы и обкатывали свои новые решения в экстремальных условиях, под серьезной нагрузкой.

-12

В качестве силового агрегата выступал 1-цилиндровый, двухтактный мотор объемом 346 кубических сантиметров. Двигатель с чугунным цилиндром развивал до 11,5 лошадиных сил. За систему питания отвечал карбюратор К-40. Масло смешивалось непосредственно с топливом в пропорции 25 к 1. Коленчатый вал — сборный, прессованный.

-13
-14

-15

Движок получил две выхлопные трубы, которые смотрятся очень классно, особенно их хвостовики. Коробка передач 4-ступенчатая имела одну интересную особенность. Связанную с возможностью переключения как ногой, так и рукой. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач. С правой стороны бензобака закреплён селектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче. То есть включать передачи можно было любым способом без риска включения не той передачи.

-16
-17

Боковой прицеп для ИЖ-350 с завода не был предусмотрен конструктивно. Однако народные умельцы чуть позже ставили коляски от того же ИЖ-49К. Никакого штатного бокового прицепа на ИЖ-350 официально не делали.

-18

Естественно снял для своих подписчиков видео обзор данного мотоцикла.

Стоит данный раритет в Музее техники Вадима Задорожного на первом этаже. Так что при желании можете увидеть всё сами.