Для затравочки вот вам несколько историй. Первая. "Дал покататься приятелю свой BMW X5. Он покатался так, что трубка системы охлаждения отвалилась и охлаждающая жидкость вытекла по дороге. В результате замена колец. А причина в крышке, у которой клапан закис... за 170 рублей. В инструкции ведь написано, менять крышку системы охлаждения каждые 2 года. Невнимательность оборачивается расходами".
История номер два. "Было в прошлом году. Закипел. Разорвало патрубок давлением, антифриз вытек. Сам про крышку не догадался, купил новый патрубок, а через некоторое время лопнул уже радиатор. Спасибо продавцу, который посоветовал заодно и крышку поменять. Помогло. Клапан не работал".
История номер три: "Крайслер Конкорд. Из-за плохой крышки расширительного бачка антифриза двигатель перегревался. Поменял крышку и всё стало нормально. Клапан не работал".
Теперь по сути. Крышка расширительного бачка — это не просто крышка, которая нужна для того, чтобы антифриз не выплескивался на кочках. В конструкции крышки есть два клапана: предохранительный и вакуумный (впускной). [Тут следует сказать, что есть машины, у которых клапаны в крышке радиатора, а не расширительного бачка. А есть машины вообще без расширительного бачка].
Предохранительный нужен для сброса давления, когда двигатель вместе с антифризом прогреваются. Когда двигатель холодный, он закрыт. По мере увеличения температуры давление в системе растет и при необходимости давление стравливается через этот клапан, чтобы не раздуло радиатор, не сорвало патрубки, не разорвало бачок. Нормальным давлением в зависимости от системы считается 1,1-1,5 атм. Больше — уже опасно.
Вакуумный клапан нужен для обратных целей. Когда двигатель и антифриз остывают, давление падает и становится ниже атмосферного. Через впускной клапан входит воздух, чтобы давление стало атмосферным. В противном случае в системе будет эффект вакуума, воздух может попасть в систему через какой-то патрубок и получится завоздушивание системы, могут деформироваться и потрескаться старые трубки.
Последствия поломки этих клапанов я описал на трех примерах в самом начале статьи (самое ужасное — это перегрев и капремонт двигателя). Так уж получается, что клапаны могут заклинивать из-за накипи с возрастом. Иногда достаточно просто прочистить их (или просто постучать по крышке), но лучше заменить крышку. Она недорогая. В зависимости от модели стоит 140-300 рублей.
Присмотритесь к своей машине. Давно вы меняли крышку расширительного бачка? Если под капотом никакие патрубки не вспухли, не раздулись; если двигатель не перегревается; если сам расширительный бачок в нормальном состоянии; если нигде нет подтеков, то скорее всего всё в порядке. Но если хотите перестраховаться, купите и поменяйте крышку превентивно.
Ещё интересно: Для чего на боковых зеркалах автомобиля нанесены черные вертикальные полосы