С неба упало три яблока: первое - тому, кто рассказывал, второе - тому, кто слушал, третье - тому, кто понял.
Так кончается большинство армянских сказок. Ну, а я с этой присказки начну отзыв на одну из самых душевных и светлых книг, которые читала.
Есть книги как густой кленовый сироп, вязнешь в них, погружаясь с головой. Читать мучительно невыносимо и бросить жалко. Так и маешься с ней до конца и вряд ли возьмешь в руки второй раз.
А есть книги, как редкая драгоценность, которые цепляют с первых строк и не отпускают до последней страницы, да и потом еще долго чувствуешь их приятное послевкусие. Обдумываешь, анализируешь, делишься впечатлениями.
И если вы возьмете в руки роман "С неба упало три яблока", знайте, вы нашли бриллиант среди груды литературного хлама. Эта книга зацепит самые потаенные струны души, заставит улыбаться и грустить, смеяться и ронять слезы, вспоминать детство и свои сбывшиеся (и не очень) надежды. Произведение атмосферное, душевное, с размеренным и неторопливым, но интересным повествованием, со своим ритмом, который порой погружает в медитативное состояние.
С первых строк мы окунаемся в мир маленькой армянской деревни Маран, оторванной от цивилизации, затерянной где-то далеко-далеко в горах, где чуть ближе до солнца и до Бога, чем в наших современных городах.
"В пятницу, сразу после полудня, когда солнце, перевалившись через высокий зенит, чинно покатилось к западному краю долины, Севоянц Анатолия легла помирать. Перед тем как отойти в мир иной, она тщательно полила огород и насыпала курам корму с запасом – мало ли когда соседи обнаружат ее бездыханное тело, не ходить же птице некормленой".
Так начинается произведение и с этих строк мы погружаемся в жизнь немногочисленных обитателей небольшого села, у каждого из которых своя судьба, свой жизненный путь и своя история.
"Каждый житель Марана знал всю подноготную остальных своих односельчан, для каждого они были словно на ладони – со всеми своими горестями, обидами, болезнями и редкими, но такими долгожданными радостями. Отношение друг к другу в деревне было участливо-сродное, подразумевающее добрососедство".
Истории жителей деревни умело сплетаются в причудливый узор, где грусть, печаль и радость идут в унисон. Описание самой жизни, от которого трудно оторваться.
Открываешь книгу и погружаешься в запахи, краски, ощущения.
" За окном разлилась южная ночь, водила по подоконнику робкими лунными лучами, рассказывала нежным сверчковым стрекотом о сновидениях, что грезились миру ".
Слог повествования настолько красивый и богатый, что воображение с легкостью нарисует деревню, а сами вы ощутите прохладный, прозрачный воздух гор с нотами чабреца, мяты и диких трав. Почувствует простор и ветер, и запах нагретого на солнце камня. Вы отдадите свое сердце главным героям и будет сопереживать с ними все то, что пережили они.
Реализм повествования с толикой мистики (или провидения), приправленный армянским колоритом.
Где еще вы встретите обычай развешивать постиранное белье в строго заведенном порядке, от маленького к большому и по цветам? По тому, как ты развесишь стирку, на полном серьезе судят, насколько ты хорошая хозяйка, жена, мать, невестка и вообще полезный член общества.
Веревка – это жизнь, и она тянется от одного дерева к другому, как начало и конец жизни. Сначала вывешиваются мелкие вещи – это как детство, потом средние – как юность и молодость, затем уже большие...
Говорят, что самые невероятные истории преподносит сама жизнь, именно она - лучший сценарист, рассказчик и режиссер. Цепь странных событий, который происходят в деревеньке Маран порой непостижимы для человека. Рационально объяснить их нельзя, но можно довериться и поверить в безусловное присутствие Высших Сил, которые направляют и подправляют жизни главных героев.
«Бабушка говорила — ближе всех к небесам старики и дети. Старики потому, что им скоро уходить, а дети потому, что недавно пришли. Первые уже догадываются, а вторые ещё не забыли, как они пахнут, небеса <.....> Я давно уже не маленькая. Не знаю, сколько мне отпущено дней и наступит ли когда-нибудь завтра. Но в одном я уверена совершенно точно — небеса пахнут так, как пахли руки моей бабушки. Свежевыпеченным хлебом, сушёными яблоками и чабрецом»
В центре повествования - Севоянц Анатолия и кузнец Василий, оба уже немолодые и пережившие своих супругов, а также их немногочисленные соседи, доживающие свой век в маленькой горной деревеньке. И все они принимают удары (и подарки) судьбы с достоинством, сохраняют доброту и цельность натуры, верность своим традициям и многолетнему привычному укладу жизни.
В каком то отзыве мне попалась фраза, с которой я полностью согласна. "Роман – надежда. Роман – грусть. Роман – счастье. Одна из немногих книг, после которой срочно хочется жить".
Жизнь - как бесценный дар, который надо принять с великой радостью. Не унывать и надеяться, ведь самое удивительное, ты никогда не знаешь, ЧТО ожидает тебя за поворотом, даже если тебе уже далеко за....
P.S. У книги есть условное продолжение "Люди, которые всегда со мной", не менее замечательное. Это семейная сага, со своими радостями и горестями как и в любой семье, в любом роду. Книга о родителях и детях, и тех, кто даже уйдя, делает нас теми, кто мы есть. Цитата, которая запала в душу:
" Папа говорит – ты стоишь в начале пути. За твоими плечами множатся и множатся твои ушедшие в небытие предки. За левым плечом – по линии мамы. За правым – по линии отца. Они – твои крылья, говорит папа. Они – твоя сила. Держи их всегда за спиной, и никто никогда не сможет сделать тебе больно. Потому что, пока помнишь о крыльях – ты неуязвим".
Ещё один обзор на книгу Наринэ Абгарян "Симон" здесь