Найти тему
RegionSoft CRM

Как не воспринимать всё близко к сердцу на работе?

Оглавление

Никак. Именно этот ответ, пожалуй, будет самым частным. Если вы остро воспринимаете происходящее на работе, в офисе, в отношениях, то скорее всего так устроена ваша психика и вы не сможете зарасти толстой шкурой. Прежде всего потому что в основе этой шкуры равнодушие, а оно убивает и мотивацию, и активность, и желание делать мир лучше. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, - это немного успокоиться, разобраться в проблемах и поберечь свои нервы.

Поймите, что именно вас нервирует

Не бывает такого, чтобы раздражало всё. Определите субъект и объект, которые вызывают у вас отрицательные эмоции. Например, вам кажется, что вас раздражает инертность коллег и их безразличие к рабочим процессам, а на самом деле вы переутомились, ушли в микроменеджмент, не можете не контролировать каждый шаг, связанный с вашей частью работы. Подумайте и ответьте себе честно, что вызывает у вас больше всего переживаний, почему это происходит. Задавайте себе вопросы: "Почему?" и "Что ты хочешь?", пока не упрётесь в понимание настоящей причины. Иногда оказывается, что истиная причина и гроша ломаного не стоит (например, одна девушка люто ненавидела старшего программиста в компании, а оказалось, что в душе она очень переживала, что она филолог-переводчик и совершенно не смыслит в технических дисциплинах, а значит постоянно боится, что он её унизит - после пары разговоров проблема ушла, парень наоборот был готов ей помочь и не цепляться к неправильным формулировкам). Иногда выходит наоборот: причина переживаний глубинная, серьёзная и её необходимо либо устранить, либо побороть - иначе нахождение в компании будет невыносимым.

Составьте список проблем и путей их решения

Когда причины переживаний обнаружены (только будьте честны с собой!), сядьте и выпишите в три столбика причины (проблемы) и возможные пути решения. Лучше, если на каждую проблему будет 2-3 альтернативных решения. После этого ранжируйте проблемы (подчеркните самы важные и "болючие" красной ручкой, самые ничтожные - синей или зелёной) и обведите наиболее приемлемый для вас способ решения. Наименее приемлемы вычеркните. Таким образом вы получите план действий. После этого можете планомерно решать проблемы - от простых к сложным либо одновременно. Главное, не откладывайте этот листок на потом - вы просто забудете свою мотивацию и провалитесь в ещё больший стресс.

Определите, КТО стоит за стрессовыми факторами

Очень редко бывает, что причина острых переживаний на работе - неудобный стул, жёлтые стены или невысокая дверь туалета, то есть что-то физическое, не связанное с человеком. В этом случае лучше рассказать о проблеме руководителю, завхозу или сисадмину и вашу проблему быстро и с улыбкой решат.

Чаще всего за переживаниями стоят конкретные люди, к которым мы испытываем портящие жизнь чувства: ревность, злость, зависть, любовь (да-да, она бывает разрушительной, будьте осторожны). Нужно определить этих людей и...постараться если не подружиться, то принять и понять. Кстати, не забывайте, что вы тоже можете быть причиной чьих-то негативных эмоций или переживаний. Так вот, составьте себе портрет этого человека и найдите в нём всё хорошее: как человека и как работника. После этого вы сможете изменить к человеку своё отношение, использовать его положительные качества себе во благо, а отрицательные не замечать. Звучит это просто, но на самом деле это настоящий труд - разобраться, понять и принять.

Например, вам кажется, что кто-то разваливает всю работу: ошибается, плохо работает, много времени тратит впустую. Поймите, почему он до сих пор работает, что именно он делает хорошо, почему вас так сильно задевает и расстраивает его работа (возможно, потому что она сводит на нет вашу, а возможно потому что она вам просто не по вкусу (например, я не люблю задорные и заигрывающие тексты рассылок, но это не значит, что они плохие - они просто другие)). Мысленно (или реально, если позволяют обстоятельства) поговорите с человеком на отвлечённые темы, "примерьте" его к себе. Вы увидите, что по сути вы все в одной лодке и, например, его увольнение никак не облегчит и не улучшит ситуацию.

Осознайте максимальные последствия

Помните листок из второго пункта? Добавьте к проблемам максимальные последствия: определите, что произойдёт, если проблема не решится (если Ира продолжит писать такие рассылки, мы потеряем клиентов; если Русик продолжит затягивать с выгрузкой данных, мы пропустим новогоднюю акцию; я провалю свою работу - меня уволят). Пример очень гротескный, но, как правило, именно увольнение это самое страшное, что с вами может произойти на работе (если вы не сапёр, конечно). Определите, насколько последствия для вас катастрофичны и стоит ли тогда переживать из-за причин. Ну не откроют письмо Ириной рассылки 200 клиентов, ну будут чуть ниже продажи, ну соберёт руководитель вас и будет распекать... Не смертельно? Уже хорошо. Не уволит? Отлично. Не лишит премии? Супер. Покричит? Ну на то он и человек, разве нет? Выпустит пар, будет добрее ;-)

Кстати, если искать не только негативные, но и позитивные последствия, метод работает ещё лучше.

Управляйте эмоциями

А вот это всецело зависит от вас. Можно разгонять нервы от нуля до сотни за три секунды, можно плакать по каждому поводу (на своей первой работе в вузе я видела, как горько и безысходно рыдала коллега, которой выдали шариковые ручки вместо гелевых - но дело было далеко не в ручках), а можно держать себя в руках. То, как вы физиологически управляете эмоциями, также влияет на глубину эмоции и на её разрушительное действие на ваше здоровье. И да, сдерживаться не вредно, если делать это правильно.

  • Дышите глубоко и спокойно, когда вокруг буря и скандал.
  • Думайте о том, что всё пройдёт, что вот это ужасно нервное совещание и вот эта мерзкая задача не будут длиться вечно, всё равно будет обед, вечерний ужин дома, весна, лето, отпуск и т.д. Старайтесь скользить мыслями над ситуацией, а не биться в неё.
  • Крутите в руках что-то мелкое, но не издающее звук (чтобы не раздражать окружающих) - карандаш, брелок, игрушку, пропуск (сколько пропусков я согнула и сломала во время совещаний, работая инженером!), ластик и т.д.
  • Мысленно впустите в себя холод (представьте, что вы дышите морозным воздухом и он пронизывает всё тело) и сосредоточьтесь на ощущении. После этого вам будет проще говорить о чём угодно. Кстати, это же помогает собраться перед публичным выступлением.
  • Если настроение безвозвратно испорчено, уйдите в туалет или любой укромный уголок и 30 раз быстро насильно улыбнитесь, а 31-ый раз улыбнитесь широко и идите на рабочее место. Мозг считает мимику улыбки как мимику радости, счастья и отсыпет вам дофамин.

На то чтобы примириться с переживаниями уходит от полугода до года. Всё равно будут вспышки гнева, всё равно вы будете нервничать и переживать. Но вы даже не представляете, насколько меньше! А главное, вы научитесь сохранять спокойствие и при этом не быть равнодушным.

► Лично мне быть спокойной и не пропустить ни одного звонка и встречи, а также работать быстро и продуктивно помогает RegionSoft CRM - мощная универсальная CRM для малого и среднего бизнеса :-) Это реклама, но это и правда. ◄